СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и мораль. Особенности морали

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока - достичь  понимания  учащимися  основных  особенностей  морали и 

способствовать формированию у обучающихся  представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Просмотр содержимого документа
«Культура и мораль. Особенности морали»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. преподавателя

Антонова Ирина Григорьевна

Специальность (код, название)

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

УД

ОГСЭ.05 Основы религиозных культур и светской этики

Дата проведения

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

достичь понимания учащимися основных особенностей морали;

формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

Развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, делать выводы, анализировать, осуществлять рефлексивную деятельность


Требования к результатам освоения УД

метапредметные

предметные

М 1

учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

П 1

создать условия для осознания учащимися особенностей морали;

М 2

способствовать проявлению самостоятельности суждений

П 2

уточнить смысл понятий «культура», «мораль» и «моральные нормы»


М 3

обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально-коммуникативных навыков



Наименование и № раздела

Раздел 5. Основы светской этики

кол-во часов

11 часов

Наименование темы


Культура и мораль. Особенности морали



2 часа

Уровень освоения

продуктивный

Тип урока

урок усвоение новых знаний и способов деятельности

Вид занятия

Лекция с элементами практического занятия

Место проведения учебного занятия

Аудитория №45

Форма организации учебного занятия

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Ресурсы учебного занятия

Материально- технические

Основная

литература

Дополнительная литература

Электронно- информационные


Чистые листы ручки, карточки с заданиями

Ерина «История религий»


Проектор, компьютер.

Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия

Индивидуальный и групповой контроль


Этапы и хронология урока

Этапы

Время

Содержание

Методические указания

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающегося

Организационный момент

1 мин.

Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию (наличие необходимого оборудования, технических и наглядных средств, тетрадей и др. принадлежностей), раздает с помощью дежурных дидактические материалы к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Подготовка к уроку.

Приветственное слово, вербальное побуждение, поручение.

Мотивационно -установочный этап

8 мин.

Прежде чем начать работу, давайте вспомним то, что уже знаем.


- Что такое этика?


Кто является основателем этой науки?



- Что такое светская этика?


- Знаете ли вы игрушку неваляшку? Почему её так назвали?


- Если ее толкнуть, что произойдет?


- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее - она смолчит.


- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?


- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?


- А кто еще тебя осудит за такое поведение?



- Как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?


- Давайте тогда попробуем определить тему нашего урока, о чем мы сегодня будем разговаривать?


- Вы правы, но я немного дополню. Тема нашего урока «Культура и мораль. Особенности морали».


- Вот об это и поговорим сегодня.


- Давайте теперь поставим перед собой цель на урок. Что мы должны узнать?

- Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Основателем этой науки является Аристотель.


Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.



Она вернется в исходное положение.



Предлагают свои варианты ответов.



- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.


- Родители, бабушка, дедушка, окружающие люди.



- Мораль.



- культурном человеке, морали.


Цель нашего урока: узнать, что такое культура и мораль.


принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Создание проблемной ситуации.

5 мин.

-Но есть ещё много различных ценностей и норм. Какие?( законы, правила поведения, заповеди, права и обязанности).

Мораль тоже система ценностей, регулирующих поведение людей.

Так чем же мораль отличается от законов, кодексов, сводов правил?


Формирование мотивации деятельности, форма организации деятельности – фронтальная

Открытие нового знания

20 мин.

Давайте узнаем, что такое культура. У этого слова очень много определений и значений. Прочитайте на слайде определение слова «культура», которое дано в словаре С. Ожегова.

- Откройте тетради. Запишите число. Тему урока. Запишите определение слова культура в тетрадь.

- Исходя из данного определения, скажите, какая бывает культура?

-Давайте запишем небольшую схему в тетрадях.

культура

материальная духовная


Материальная культура включает в себя предметы человеческого труда. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду представления, идеи, ценности, традиции и обычаи, нормы и правила.


- Какого человека можно назвать культурным?

- Что значит вести себя культурно?

- Вы все рассуждаете правильно.


- А теперь предлагаю поработать вам в парах и выполнить задание. Перед вами лежат карточки №1 с заданием. На карточке вы видите 2 столбика а снизу словарь. Вам необходимо в 1ую колонку к слову «культура» подобрать слова-друзья, а во 2ую колонку слова-враги.


- А теперь проверим. Кто прочитает слова - друзья?


- Слова-враги?


Культура

Слова-друзья

Слова-враги

 

 

 

 

 

Невоспитанность, развитие, добро, зло. Воспитание, вежливость, традиции, неуважение.


С каким понятием мы еще не познакомились?

- Как вы думаете, к какому виду культуры относиться мораль?

- Правильно, мораль относится к духовной культуре. Мораль возникла тогда, когда люди осознавали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже. В результате появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие поступки. Кроме того. Стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.

- Так связаны ли между собой культура и мораль?

- Итак, что же такое мораль. В словаре С. Ожегова определение слова морали следующее.

Мораль - это система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Запишите это определение в тетрадь.


- А теперь, я предлагаю вам поработать в парах, выполнить задание на листочках, будьте внимательны. Закрываем тетради. Вам необходимо линиями соединить соответствующие слова.

У моральных норм есть общая черта с религиозными нормами - и там и там человек имеет критерием своего поведения совесть. Только в религии ещё имеют значения те или иные церковные предписания. К примеру, сложно найти опору на совесть в решении никогда не есть свинину (принято, например, в исламе и иудаизме), но человек будет это выполнять, потому что такова традиция и требование его религии.


От правовых норм мораль отличает то, что закон прописан и охраняется силой государства. Моральные правила не описаны, они как бы известны всем по умолчанию и за их нарушение наказания не будет, если только общественное мнение осудит человека за аморальное поведение. При этом закон всегда основам на моральных нормах.

Кроме того, моральные нормы отличаются тем, что опираются на базовые ценности людей: мир, любовь, доброта, свобода и т. п.


Подытожим.


Особенности морали:

- опора на совесть

- охраняется силой общественного мнения

- ориентируется на ценности людей

- имеет исторический характер


Основные категории морали - это добро и зло, честь и совесть, достоинство человека и долг.

Золотое правило морали (или нравственности), записанное в Библии, но принятое в качестве правила и атеистами, и людьми других конфессий: "Обращайся с другим так, как хочешь , чтобы обращались с тобой".



Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории

Материальная и духовная








- Культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы и правила поведения в обществе.


- Соблюдать нормы и правила поведения.


- развитие, воспитание, традиции


- невоспитанность, зло





Делают записи в тетради











мораль

- к духовной













Да, связаны, мораль это особый вид духовной культуры.





- выполняют задание в парах








проверка задания






























Записывают в тетради особенности морали и «золотое» правило морали

форма организации деятельности –фронтальная, индивидуальная

Первичное закрепление

3 мин.

В чем особенность морали? –

Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?

- Нужны ли специальные смотрители за моралью? -Где мы можем взять информацию о моральных нормах?

-А как по вашему мнению.

Зачем вообще людям нужны моральные нормы?


форма организации деятельности – фронтальная, индивидуальная

Рефлексия

7 мин.

У вас на столах чистый лист. Нарисуйте дерево, на ветвях которого расположите понятия – поступки, которые в дальнейшем будут присутствовать в вашей жизни

Выполняют задание.



Демонстрация выполненного задания.

форма организации деятельности –фронтальная, групповая

Домашнее задание

2 мин.

Составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Записывают д/з





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!