СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Знакомство с буквой Щ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 Познакомить учащихся с согласным звуком [щ],

 буквами Щ щ.

Задачи:

  1.  Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов; 

 

  1.  Учить распознавать новые звук и букву в словах;

 

  1. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами;

 

 

  1. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления;

 

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о шипящих звуках, формировать умения правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу;

 

 

  1. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знакомство с буквой Щ"»

МОУ Большеболдинская средняя общеобразовательная школа

имени А.С. Пушкина









Урок по обучению грамоте в 1 классе

по УМК Н.Ф. Виноградовой



Тема:

«Буква щ обозначает звук [щ]»





Учитель: Смолькина Надежда Анатольевна















Цель:

Познакомить учащихся с согласным звуком [щ],

буквами Щ щ.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов; 



  1.  Учить распознавать новые звук и букву в словах;



  1. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами;





  1. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления;



  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о шипящих звуках, формировать умения правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу;





  1. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;







Оборудование:

  1. Интерактивная доска.

  2. Магнитная доска.

  3. Карточки для групповой работы.

  4. Карточки для работы в парах.

  5. Фишки для звукового анализа.

  6. Фишки для графического диктанта.

  7. Учебники.

  8. Демонстрационные буквы.

  9. Демонстрационная схема для характеристики звука.

  10. Рисунки с изображением солнца, тучи.

  11. Схема для определения типа урока.

  12. Толковый словарь Ожегова.

  13. Схема для определения цели урока.

  14. Рисунок для звукобуквенного анализа (клещи).



























План урока.



  1. Организационный момент.



  1. Артикуляционная гимнастика.



  1. Актуализация опорных знаний.





  1. Мобилизующий этап.

А) постановка цели урока;

Б) определение типа урока;

В) определение темы урока;


5. Изучение нового материала

А) звукобуквенный анализ слов ящик, клещи; (работа со

словарём)

Б) гимнастика для глаз;

В) характеристика звука [щ] (групповая работа);

Г) определение места буквы «щ» в ленте букв;

Д) знакомство с новой буквой;

Е) чтение слогов, слов, предложений с новой буквой (работа

по учебнику –дифференцированная работа)

Ё) Физкультминутка «зарядка для Емели».

Ж) знакомство с правилом ча-ща; чу-щу;


6.Закрепление изученного материала. Работа в парах.


7. Итог урока. Графический диктант.


8.Рефлексия.


9. домашнее задание.






Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Планируемые результаты

Л –личностные,

Р –регулятивные,

П – познавательные,

К – коммуникативные,

ПР – предметные


1.Организационный момент

Настрой на работу, выявление эмоционального состояния детей.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!


-Кто нам сегодня будет помогать на уроке?






-Как вы думаете, на чём и с кем мы сегодня будем путешествовать? Послушайте загадку.


Наш Емеля на печи Сосчитал все кирпичи, Быстро мух переловил

И прилёг совсем без сил.

Ну а щука спать не стала, Книгу умную достала. И готовится опять

Все желанья исполнять.

Щука шепчет еле-еле:

-Помогу во всём Емеле!


-Кто такой Емеля? Из какой сказки? Какой он? Среди вас есть «Емели»? Поможем Емеле избавиться от лени?

-С каким настроением вы начинаете урок?








-Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, потом говорю,

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать других.















-С Емелей, на печи.


-Герой сказки «По щучьему веленью».

-Лентяй.



(дети показывают рисунок солнца или тучи)

Р –Реакция на учителя, гостей

Л-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

К – осознание необходимости доброго, уважительного отношения между партнёрами;

Р – Учатся высказывать предположения.




(на доске появляется изображение Емели на печислайд 1)


2.Артикуляционная гимнастика.

Тренировка артикуляционного аппарата.


- Чтобы наш язык говорил сегодня чисто, правильно и красиво, провёдём артикуляционную гимнастику.

Проводит один из учеников

1.«Почистить зубы»

2. «Вкусное варенье»

3. «Утюжок»

4. «Гармошка»

5. «Змейка»


К – умение слышать и слушать, следовать инструкции.

3.Актуализация опорных знаний.

На магнитной доске карточки с буквами Ю, М, Б, Ф, Щ


-Кого поймал Емеля в проруби?

-Что такое прорубь?


-Что вы знаете про щуку?


Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?


-Когда Емеля поймал щуку, она издавала разные звуки. Выберите букву и дайте характеристику звуку, который обозначает данная буква.

-Щуку.


-Отверстие, прорубленное во льду.

(высказывания детей)







Ю (ю) - обозначает гласный звук [у];

М (эм) - обозначает согласные звуки [м],[м], звонкий непарный(сонорный);

Б (бэ) – обозначает согласные звуки [б],[б], звонкий парный;

Ф (эф) – обозначает согласные звуки [ф],[ф], глухой парный;

Щ - ?

П- строить речевое высказывание в устной форме

К – (универсальные логические действия) способность производить простейшие логические действия (анализ, сравнение, общение)


(на доске появляется изображение щуки –слайд 2)

4. Мобилизующий этап.

А) постановка цели урока

- Познакомиться с новой … и …

- Учиться отличать новые … и … от других

- Учиться читать….

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Для чего ?


-Что ещё будем делать?



-Мы не только сами будем учиться, но и лентяя Емелю заставим учиться.


-Проводить звукобуквенный анализ.


-Чтобы познакомиться с новой буквой?

- Читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Р – Учатся высказывать предположения.

Р – Принятие целей урока

Б) определение типа урока

На доске висит таблица:

Узнаём новоё

Повторяем

Обобщаем

-Если мы будем знакомиться с новой буквой, какой у нас будет тип урока?

-Изучение нового.

Р – Учатся высказывать предположения.

В) определение темы урока

-Как вы думаете с какой буквой мы сегодня познакомимся?


-Как называется эта буква и какой звук она обозначает, мы узнаем, если правильно проведём звукобуквенный анализ.

-С той, что осталась на доске, которую мы не смогли охарактеризовать.

Р – Учатся высказывать предположения.

5. Изучение нового материала

А) звукобуквенный анализ слов ящик, клещи

(на доске появляется изображение ящика, клещей-инструмента- слайд3)

«клещи»- разбирает один ученик самостоятельно, затем проверяется фронтально

-У Емели на печи много разных вещей. Что это такое? Вот как написано про этот предмет в словаре С.И. Ожегова:

1)Вместилище для чего-нибудь, обычно четырёхугольной формы.

Это слово мы будем разбирать на интерактивной доске. А вот другое слово обозначающий следующий предмет: 2)Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, - и никаких гвоздей!

Будет разбирать один ученик самостоятельно на магнитной доске.

- Прочитайте как написано в словаре, что такое клещи? (стр. 277)










-Игра «Живые звуки»

- Уберите гласные звуки;

-твёрдый согласный звук;

-мягкий согласный звук;







-1) ящик;










2) клещи;







-Металлические щипцы, инструмент для захвата, зажима.


Произнесу слово «ящик» так, чтобы выделить первый звук в слове – [й]-произносится несвободно - значит согласный, произносится мягко, звонкий, непарный(сонорный) – обозначу зелёной фишкой;

-произнесу слово так, чтобы выделить второй звук в слове ящик – [а] – он произносится свободно – значит он гласный;

-произнесу слово так, чтобы выделить 3-й звук в слове – [щ] – он произносится несвободно – значит он согласный, произносится глухо и мягко – обозначу его зелёной фишкой;

-произнесу слово так, чтобы выделить 4-й звук – [и]- он произносится свободно – значит он гласный;

-произнесу слово так, чтобы выделить 5-й звук – [к]- он произносится несвободно – значит он согласный, произносится глухо, твёрдо – обозначу его синей фишкой;

-обозначу известными буквами звуки:

-первые два звука [й],[а] обозначаются одной йотированной буквой «я»;

-[щ]- ?

-[и]- «и»; [к]-«ка»

-В слове 2 слога, первый ударный.


П- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;


П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

П – умение проводить несложные наблюдения, делать выводы по результатам, фиксируя их в устной форме;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


К – донести свою позицию до других;

-слушать и понимать речь других;

Р- освоение способа работы со словарём;




Б) гимнастика для глаз;

Один ученик проводит гимнастику с классом


-Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, на кончик носа, проведите глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки, сильно зажмурьтесь, поморгайте глазами.


К – умение слышать и слушать, следовать инструкции.

В) характеристика звука [щ] (групповая работа);

После выполненной работы на доске появляются карточки со словами:

1.Согласный

2.Мягкий

3.Глухой (шипящий)

4.Непарный

5.Буква «ЩА»


-Проведите исследование и дайте характеристику звуку [щ]




Учащиеся разбиваются на пять групп и проводят исследование, затем представитель от каждой группы даёт заключение своей работы.

П- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Р- освоение способов работе в группе

К – Умение сотрудничать в группах. Л- Проявление внимания к суждениям товарищей.

Слайды 4 - 8

Г) определение места буквы «щ» в ленте букв


-Отправляемся в город букв, определите местожительство буквы «Щ»

-Назовите тему нашего урока.

-На улице согласных, в переулке глухих.

Л-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;


(на доске появляется тема урока –слайд 9)

Д) знакомство с новой буквой


-Как вы думаете кто нам принёс новую букву?

-Кто такой щегол?

-Сначала дети высказывают свои мнения, затем один из учеников делает сообщение.

-Черноголовый щегол - одна из самых красивых лесных певчих птиц семейства вьюрковых. Общая окраска летящей птицы светлая, издали почти белая, вблизи пёстрая и яркая: верх головы, крылья и хвост чёрные, на крыльях большие ярко-жёлтые пятна, грудь белая с двумя светло-коричневыми пятнами. У щеглов клюв окружен ярко-красными пёрышками (появляются после первой линьки)


Р – Учатся высказывать предположения.


К – умение слышать и слушать


( на доске появляется изображение щегла –слайд 10)

-На что похожа буква?

-На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну и что же!


- Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

На кого похожа буква?


-Посмотрите на печатные и письменные буквы.

(высказывания детей)

Р – Учатся высказывать предположения.

П- строить речевое высказывание в устной форме




Слайды – 11,12

Е) чтение слогов, слов, предложений с новой буквой (работа

по учебнику дифференцированная работа)

-Прочитаем слоги, слова с новой буквой?














-Красные огонёчки читают самостоятельно по учебнику рассказ «Щенок», а остальные читают слова по цепочке.

-Какие слова вам не понятны, неизвестны?

-Кто такой подлещик?

Подлещик – небольшая рыба, сходная с лещом.

Роща – небольшой лиственный лес.

Чаща – густой частый лес.

Щуплый – слабосильный, худой.

Гуща – густой осадок в жидкости.

-Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка.

(модель на магнитной доске)

-Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.

-Прочитайте слова, в которых 2 слога.



-Какое слово осталось непрочитанным? Почему?


-Что вы можете рассказать про щенка?

-Внимательно послушайте стихотворение, если услышите звук [щ], хлопните в ладоши.

-Сколько раз вы хлопнули в ладоши?

-Назовите слова, в которых Щ стоит в начале слова,

в середине слова,


в конце слова.

Придумайте свои слова.

(один ученик руководит чтением, называя гласную букву, остальные читают хором)

-Прибежал весёлый а, прочитали дети – ща;

Прибежал угрюмый у, прочитали дети – щу;

Прибежал игривый и, прочитали дети – щи;

Прибежал забияка ё, прочитали дети - щё;

Прибежал звонкий е, прочитали дети – ще;




















-Такое слово одно – «щука»







-плащ


-щенок, щётка, роща, чаща, щёки, пища, гуща, щучка, щуплый


-овощи, 3 слога




-Щенок мал. Он любит лакать молоко.

(Хорошо читающий ученик читает стихотворение)







-Щётка, щит

-Вещи, ящик, клещи, трещотка

-плащ

П- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текста П-осмысление непонятного слова.

ПР – Самостоятельное слежение, слушание текста.

П, ПР –Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Р – работая по предложенному плану использовать необходимые средства (учебник);

-умение выполнять самопроверку учебного задания;


П – учиться добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике – перерабатывать полученную информацию;


Ё) Физкультминутка «зарядка для Емели» -презентация

Организация двигательной активности через выполнение задания.

Ж) знакомство с правилом ча-ща; чу-щу

(постановка проблемы)

-Ребята, когда вы читали слоги, что вы заметили?

-Как вы думаете, почему?

-Емеля очень любит слушать сказки.

-Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я?

-Прочитайте стихотворение в учебнике.

-Какой вывод делаем?

-Не все гласные прибежали.

(высказывания детей)



































Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.

(читает хорошо читающий ученик)


ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.

К- формулировать собственное мнение и позицию;

Р – Учатся высказывать предположения.

П – умение проводить несложные наблюдения, делать выводы по результатам, фиксируя их в устной форме;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.






(на доске появляется правило –слайд13)

6.Закрепление изученного материала. Работа в парах.

(разгадывание кроссворда, ребусов)

-Выполните задание на карточках, помогая друг другу.

1) Разгадай кроссворд

2)Вставь Ш или Щ

3)Назови профессии, которые заканчиваются на –ЩИК

4) Измени слова по образцу. Маленькое преврати в огромное.

Р- принимать и сохранять учебную задачу

К– Умение сотрудничать в парах .

Л-Проявление внимания к суждениям товарищей.


7.Итог урока. Графический диктант.

(один ученик выполняет со обратной стороны доски, остальные на местах, затем сверяют ответы)


-Я читаю утверждения, если вы согласны, ставьте красную фишку(круг), если не согласны с утверждением, ставьте жёлтую фишку(круг):

-Буква «Щ» обозначает согласный звук.

-[щ]-всегда твёрдый звук.

-Щегол – это рыба.

-ЩА нужно писать с А

-ЩУ нужно писать с Ю


-Чему вы научились сегодня?

-Что нового вы узнали?

-О чём вы уже знали?






Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

П – осуществлять кодирование информации в знаково – символической форме;

-уметь делать выводы по результатам изученного;

Пр – умение обобщать и систематизировать полученные знания из разных источников

Р – подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности;


К – осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем;

- уметь выполнять взаимопроверку учебного задания.


8.Рефлексия

Организация оценивания качества деятельности учащихся.

-Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи?

-Какие его мечты сбылись?


-Мечта может стать реальностью.

-Что для этого нужно?

-Мы тоже сейчас выполним одно желание Емели. Наполним его вёдра рыбой.

Если вам понравился урок, положите в ведро красную рыбу, если не понравился – зелёную лягушку.

-Покажите солнышко или тучку. Изменилось ли у вас настроение за урок?

-Какую оценку вы бы поставили себе за урок, всему классу?


-Вода сама приходит в дом – водопровод.

-Машина или трактор перевозят грузы.

-Машина – средство передвежения женихов.



-Учиться.





(учащиеся подходят поочереди к интерактивной доске и двигают в ведро, выбранную рыбку)

Л –Оценка и рефлексия собственной деятельности на уроке.

П – Выводы о совместной работе класса и учителя.

Р – оценка собственного знания или незнания по изученной теме



(на доске появляется изображение вёдер – слайд 14)

9. Домашнее задание.

-Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква Щ.

-Представьте, что вы поймали сказочную щуку, какое бы вы желание загадали?


Л – Эмоциональное принятие домашнего задания.

(на доске появляется последний слайд 15





































Произнеси:

-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ

Воздух:

Свободно – несвободно


Преграда - зубы




Проведи звуковой анализ слов:

?






?







?












Звонкий или глухой?

Произнеси: щ-щ-щ-щ-щ

горло не дрожит (нет голоса)

Звенит?

Шипит?

Свистит?














Найди пару


к в

ф г

б п

д щ

т

Прочитай


Как «ш»

ЭЩ - ?

ЩЭ - ?

ЩА - ?















Самоанализ урока

Данный урок является уроком знакомства с новой буквой. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые.

Тип урока: открытие нового знания и первичного закрепления материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по обучению грамоте для 1 класса УМК Н.Ф. Виноградовой.

Цели урока:

-Образовательные: познакомить со звуком  [щ’] и буквами Щ, щ, учить читать слоги и слова с новой буквой, выполнять звукобуквенный анализ слов.

-Развивающие: развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о шипящих звуках, формировать умения правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу;

-Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к русскому языку. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;


Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, т.к. моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведённом уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации. Для восприятия материала работал визуальный ряд, использовался учебник.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, послужило для формирования целостного представления о теме, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся обще учебных навыков.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, он не боится высказываться. На уроке применены гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, упражнения для снятия мышечного напряжения и стимулирования мыслительных процессов.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Цели урока достигнуты.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!