СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Милосердие и сострадание".Представляет собой авторскую разработку с опорой на материал учебника для общеобразовательных школ, а также содержит сведения из Священного Писания и из житийной литературы о преподобномученице княгине Елизавете Фёдоровне -основательнице женской Марфо- Мариинской обители. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Милосердие и сострадание"»

Составитель: Климова Наталья Юрьевна

учитель первой квалификационной категории

МБОУ «СШ № 6» города Смоленска


Конспект урока

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе

(модуль «Основы православной культуры» автор: А.В.Кураев)

Тема урока : « Милосердие и сострадание»

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок – открытие.

Цель: познакомить обучающихся с понятиями: милосердие с сострадание, сестра милосердия, милостыня, притча, самарянин, ближний.

Формировать: основы российской гражданской идентичности , чувство гордости за свою родину, умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;

Развивать: самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и умение находить выходы из спорных ситуаций;

Воспитывать: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, экран, фильм Библейские притчи ( притча о добром самарянине),презентация о сёстрах милосердия , видеоряд с фотографиями о милосердии, аудиозапись «Пресвятая Богородица в исполнении группы Гвадалахара, карточки с заданиями, рисунок в виде сердца.



Ход урока:

1.Орг момент.

Приходим в мир мы - сделать жизнь светлее,

Хотя б на малый, скромный огонёк,

Тот, что в ладонях пронести сумеем

Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.

(Елена Влади 1985г.)

-Мы начинаем наш урок и надеюсь, что каждый из вас либо за эти короткие 45 минут сделает жизнь другого светлее «хотя б на малый скромный огонёк».

2. Актуализация опорных знаний.

(Используется элемент технологии интерактивного обучения, приём «Дешифровщик»)

-На слайде зашифрованное название темы (Слайд 1,2).

СЕРДИЛОМИЕ

ТРАДАНИЕСОС


-Кто затрудняется может открыть учебник на странице 42.

-Правильно, МИЛОСЕРДИЕ и СОСТРАДАНИЕ .

-Как вы понимаете слово «Милосердие» ? (Ответы)

-Из каких слов получилось милый, милостивый и сердце.

_(В.И.Даль Милосердие - готовность помочь кому-либо…)

-Что такое «Сострадание»? (Ответы)

-Посмотрим на состав слова: приставка со означает совместно, вместе; корень страд от слова страдать, находим синонимы ( испытывать боль, переживать), значит, сострадание означает сопереживание чужой боли, горю . (В.И.Даль Сострадать – страдать вместе, переносить муки сообща).

3. Сообщение и постановка целей.

-Чему посвящён наш урок? (Ответы).

-А что это такое « Милосердие и сострадание» ? (Чувства).

-Правильно чувства, которые возникают в той или иной жизненной ситуации.

-Подумайте и скажите:

1) Кто должен проявлять такие чувства? (Люди, православные, христиане).

2) К кому нужно проявлять такие чувства? (Друг к другу, к ближнему).

3) Кто нам ближний? (Любой человек, даже тот, кто нас обидел).

-Это нам предстоит доказать на уроке.

-Откройте тетради и запишите число и тему урока. (На слайде: « Милосердие и сострадание»)

4. Объяснение нового материала.

- Предлагаю вашему вниманию коротенький фильм.

После просмотра назовите того, кто проявил милосердие и сострадание.

Просмотр фильма-притчи «О милосердном самарянине» 6-7 минут

На слайде : С.Н.Рерих. Добрый самарянин 1943.Холст, масло.91х155см.

(Слайд 3)

-Кто проявил милосердие ? (Самарянин)

-Кто такой самарянин? (Можно ответ найти в учебнике на странице 42).

- К какому жанру принадлежит это произведение? (Ответы).

(Притча - в религиозной литературе краткий иносказательный поучительный рассказ В.И.Даль).

-В современной литературе на каким жанром похожи притчи ? (Басни)

-Назовите действующих лиц притчи: (Священник, левит, самарянин, избитый, хозяин гостиницы).

-Обсудите в группах о чём думали священник, левит, самарянин проходя мимо раненого? (страница 42-43) прочитать текст притчи.

Одна группа рассказывает как видит ситуацию священник что почему он так поступил (Торопился, боялся ,что его тоже побьют, не хотел испачкаться, не хотел помогать, думал, что умер), другая объясняет как видит ситуацию левит и его поведение (не должен прикасаться к мёртвому, почему я должен, он мне никто, у меня нет лекарств, тороплюсь, кто-нибудь ещё поможет, может его за дело побили), а третья - что чувствует самарянин и его поступок (человеку нужно помочь, я могу помочь, я должен помочь, нужно облегчить его страдание, он один и ему нужно помочь, я постараюсь помочь, а вдруг со мной такое случится и мне также помогут,) .

-Какая главная мысль притчи? (Возлюби ближнего своего как самого себя).

-Кто ближний каждому из нас? (Ответы).

-Даже, если человек виноват лично перед кем-либо из нас всё равно в трудную для него минуту нужно протянуть ему руку помощи.

-Какие чувства испытывают люди, которые не задумываясь приходят на помощь ближним? (Милосердие и сострадание).

5.Физминутка.

6. Закрепление.

Просмотр презентации о княгине Елизавете Фёдоровне. (Слайд 4-8).

Рассказ о жизни святой княгини.

( Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевыВиктории. Её младшая сестра Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II.

В 1878 г. вся семья, кроме Эллы (как её звали в семье) заболела дифтерией, от которой вскоре умерла младшая сестра Эллы, четырёхлетняя Мария и мать, великая герцогиня Алиса. Отец Людвиг IV после смерти жены заключил брак с Александриной Гуттен-Чапской, а Элла и Алиса воспитывались в основном у своей бабушки, королевы Виктории в Осборн-хаусе. С детских лет сёстры были религиозно настроены, участвовали в делах благотворительности, получили уроки по ведению домашнего хозяйства. Большую роль в духовной жизни Эллы играл образ святой Елизаветы Тюрингской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.

3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III, о чём возвещалось Высочайшим манифестом. У Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны не было родных детей, но они воспитывали детей брата Сергея Александровича, великого князя Павла Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.

4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Тяжело переживала эту трагедию. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!»

Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой). Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.

В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли:)

-Какого происхождения была девочка ? (Благородного).

-Как стала называться когда стала жить в России (Княгиня, тоже принадлежала к высшему обществу).

-Что случилось после смерти мужа? (Ушла в монастырь)

-В чём состояло её служение (Смотрела за детьми –сиротами, ухаживала за ранеными в госпитале, молилась).

-Все эти дела она выполняла по обязанности или по велению сердца? (Ответы).

-Чтобы выполнять такие трудные дела, какие чувства должен испытывать человек по отношению к другому человеку? (Милосердие и сострадание к ближнему)

7. Самостоятельная работа.

Раздаются карточки с заданиями.

-Распределите слова на две группы:

Жалость, участие, сочувствие, равнодушие, эгоизм, жестокость, доброта, сердобольность, соучастие, свирепость, бесчеловечность, жадность, любовь к ближнему, сопереживание, чёрствость, злость, жестокосердие, зависть, ярость, сердоболие, гуманность, милость.

-На какие две группы разделили слова? (Ответы)

-Какими чувствами вы заполнили бы своё сердце? (Ответы)

-У вас в одной группе есть слово «милость», найдите на странице 44 созвучное слово «милостыня».

-Одно из дел милосердия – милостыня.

-Что такое милостыня? .(Ответы).

-Кто затрудняется ответить самостоятельно можно найти ответ в учебнике на странице 44-45.

-Зачитайте часть статьи, где говорится о милостыне вслух.

-Вы можете давать милостыню, если есть карманные деньги.

-В православной традиции также считают «Если с болью от всего сердца помолился за просящего, то ты дал ему самую дорогую милостыню, дал милостыню кровью своего сердца» .

8. Подведение итогов.

-Какие чувства жили в сердце человека, который помог ближнему, в сердце принцессы Эллы? (Ответы).

- Что значит «сострадание»? (Ответы)

-Какого человека называют милосердным?(Ответы) Какое у него сердце?(Доброе, ).

-С какими понятиями познакомились: ( притча, самарянин, левит, ближний).

-Как мы должны относиться друг к другу, ответьте словами из притчи?

( Возлюби ближнего своего как самого себя)

-Кто для нас ближний?( Одноклассник, школьник из параллельного класса, из другого класса ученик, из другой школы, сосед по квартире, сосед по дому ребёнок или взрослый, из другого города ребёнок или взрослый, из другой страны, другой веры, другой национальности, любой другой человек)

-Когда мы что-то даём ближнему предмет или тепло души мы оказываем ему ….(Милость)

-Раньше так и говорили, да сейчас используют данное выражение

«Сделай …(Милость)

-Составьте предложение с данной фразой и обратитесь друг к другу.

Из Священного Писания:

-Кто милует ближнего, тот Попечителем о себе имеет Бога(55, 295)

-Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за Друзей, делает человека богоподобным (108,522)


9. Домашнее задание.

В учебнике страницы 42-45, вопросы страница 45.

-Вы можете найти стихи о милосердии и сострадании.

-Кто-то сможет написать четверостишие о милосердии и сострадании.


10.Рефлексия.

Просмотр видеоряд с фотографиями помощи страждущим сопровождается песней группы «Гвадалахара».

-Какое сердце у доброго человека ? (Ответы).

-Оно согреет любого и поделится своим теплом и светом.

- Вспомните какие добрые чувства проснулись в вашем сердце…

-Каким добрым чувством вы можете поделиться и согреть ближнего, напишите на язычке пламени.

-Мы заполним этими чувствами сердце нашего урока.

- Помогут вам в этом фотографии

( Дети на язычках пламени пишут название чувства, которое проснулось в сердце каждого и прикрепляют к большому сердцу).

























Список литературы:


  1. Кураев А.В. Основы православной культуры . 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев . - М.: Просвещение, 2012. - 95с.: ил. -ISBN 978-5-09-026881-3.

  2. http://images.yandex.ru/ картинки о милосердии ( 23.03.2014)

  3. http://www.roerichs.com/

  4. http://images.yandex.ru/ изображения княгини Елизаветы Фёдоровны(23.03.2014)

  5. https://ru.wikipedia.

  6. http://www.youtube.com/ аудиозапись песни «Молитва ко Пресвятой Богородице» в исполнении группы Гвадалахара. (23.03.2014)

  7. http://www.youtube.com/watch Притча о добром самарянине (20.01.2013)

  8. http://images.yandex.ru.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!