Разработка конспекта урока биологии в 5 классе по ФГОС
по учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов «Пасечник.В.В. и др. «Линия жизни» 2024 г.
по теме «Царство Животные».
Разработала Барановская Татьяна Викторовна
учитель биологии, МБОУ «Нивовская школа»
Раздольненского района, Республики Крым, 12.04.2024г.
Урок № биология 5 класс дата
тема «Царство Животные»
Цель 1. изучить особенностей царства животных, роли животных в природе и жизни человека, зависимости от окружающей среды; развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Задачи:
1. Познакомиться с многообразием животного мира;
2.Изучить основные признаки царства;
3.Выявить сходства и различия растений и животных.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
уметь называть существенные особенности представителей царства Животные, роли животных в природе и жизни человека;
Метапредметные:
Познавательные:
искать и выделять информацию, смысловое чтение текста учебника
строить логические цепочки рассуждений, устанавливать взаимосвязи процессов и явлений.
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Регулятивные:
определять последовательности действий для получения конечного результата
ставить цели и задачи обучения
оценивать качество усвоения пройденного материала
Коммуникативные:
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
определять способы взаимодействия со сверстниками и учителем
организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Ход урока:
Организационный момент
Определение темы урока
Учитель: Ребята.Перед вами фотографии различных живых организмов (пчела, пингвин , сова, акула, игуана). Как вы считаете, что объединяет эти организмы?
(Это животные)
С сегодняшнего урока мы нанем изучать новое, очень интересное царство живых организмов – царство Животных.
Записывается тема урока
Актуализация знаний
Учитель: Кто из вас знает, как называется наука, изучающая животных?
(Зоология)
Правильно, от греческих слов «зоон» - животное и «логос» - учение.
Запись в тетради: Зоология – наука, изучающая животных.
Давайте проверим, знаете ли вы животных. Перед вами кроссворд с ключевым словом «зоология». В этом кроссворде зашифрованы названия различных животных. По ходу разгадывания кроссворда я расскажу вам интересные факты об этих животных. Итак, начинаем!
1 слово: животное, не имеющее ног. (Змея)
Самая длинная змея – это удав анаконда. Её длина достигает 11 м 43 см.
Бразилии существуют удавы – няньки, которых специально заводят для детей. Эти удавы очень привязываются к детям, любят гулять с ними, а самое главное – защищают детей от ядовитых змей.
2 слово: животное, у которого 8 ног. (Осьминог)
Осьминог – довольно умное животное, он даже использует орудия. Например, он берет в щупальце камень и наблюдает за двустворчатым моллюском. Когда моллюск открывает свою раковину, осьминог быстро вставляет камень между створками, чтобы они не захлопнулись, и съедает моллюска.
3 слово: животное, способное «лить слезы». (Крокодил)
Крокодилы действительно «плачут». Но вовсе не от печали. Таким образом они лишь избавляются от излишков соли в организме.
4 слово: веселое и умное морское животное. (Дельфин)
Дельфины спят совсем не как люди. Они спят «наполовину» - одно полушарие их мозга отдыхает, а второе в это время бодрствует, следит за окружающей обстановкой, а потом они меняются.
5 слово: это животное называют «летающий цветок». (Бабочка)
В Австралии живет бабочка, размах крыльев которой 26 см. Местные жители употребляют её мясо в пищу. Охотятся на эту бабочку с луком и стрелами.
6 слово: личинка бабочки. (Гусеница)
В Австралии установлен памятник гусенице. Когда-то австралийские поля засоряли кактусы – сорняки. Земледельцам такие сорняки доставляли много неудобств. Но гусеницы, завезенные из Аргентины, уничтожили почти все кактусы, и благодарные земледельцы удостоили гусеницу памятником.
7 слово: поставщик яиц к завтраку. (Курица)
Курицу принято называть глупой птицей. Но на самом деле она не так уж и глупа: курица способна запоминать более 100 лиц и отличать лицо своего хозяина от других людей.
Курица откладывает яйца только при свете. Даже если время снести яйцо уже подошло, курица дождется, пока рассветет или включат освещение.
8 слово: французский деликатес – истребитель комаров. (Лягушка)
В Мексике живет необычная лягушка размером 2 см. Называется она «стеклянная», так как кожа её прозрачная и сквозь неё отлично видны все внутренности.
Крупнейшая из современных лягушек – лягушка- голиаф. Длина её тела (не считая задние лапы) может достигать 32 см, а вес 3кг 250г.
Вот мы и разгадали наш кроссворд:
| Б | | К | |
| | К | Д | А | У |
Р | Е | Б | Р | Л |
З | О | О | Л | О | Г | И | Я |
М | С | К | Ь | Ч | У | Ц | Г |
Е | Ь | О | Ф | К | С | А | У |
Я | М | Д | И | А | Е | | Ш |
| И | И | Н | | Н | К |
Н | Л | | И | А |
О | | Ц | |
Г | А |
Изучение нового материала.
Посмотрите на слайд. Перед вами растение и животное. Давайте подумаем, есть ли между ними что-то общее? (Питаются, дышат, размножаются, состоят из клеток)
В чем же отличие животных от растений? Поработайте с текстом учебника на стр. 68 и заполните пропуски в предложениях:
Запись в тетради:
Основные признаки царства Животные
Способ питания___________________
Передвижение большинства животных____________
Рост после определенного периода развития __________
(гетеротрофный, активное, прекращается)
В настоящее время численность животных на нашей планете снижается. Это во много с вязано с деятельностью человека – он уничтожает места обитания животных, загрязняет водоемы, охотится на них. Для того, чтобы сохранить многообразие животного мира на Земле, существует Красная книга, создаются заповедники.
Поработайте с текстом учебника на стр. 70-71, рассмотрите рисунок 45. Выпишите в тетрадь определения «Красная книга», «заповедник».
Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание:
Обязательный уровень: изучить § , выучить записи в тетради.
Дополнительный уровень (по желанию): приготовьте сообщение или сделайте презентацию о животном, занесенном в Красную книгу.