Разработка конспекта урока биологии в 5 классе по ФГОС
по учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов «Пасечник.В.В. и др. «Линия жизни» 2024 г.
по теме «Побег и почки».
Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс.
Тема урока: Побег и почки
Цель урока: Изучить строение побега и почки
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать у учащихся знания о побеге: репродуктивном и вегетативном органе; объяснить понятия - почка, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа
Развивающие:
научить учащихся на уроке биологии, творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником: сравнивать, анализировать, делать выводы, развить логическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока
Изучение нового материала
Планируемые результаты обучения
Предметные:
учащиеся знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки.
Метапредметные:
учащиеся развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы.
Личностные:
у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия урока: побег, почка, верхушечная, пазушная, придаточная почки, вегетативная, генеративная почки, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.
Материалы и оборудование
проектор, компьютер, учебник В. В. Пасечник «Биология», Таблицы «Строение почки», « Листорасположение», презентация
Форма работы
Индивидуальная, групповая
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя, дети настраиваются на работу. Учитель отмечает отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
-Письменная работа с карточками( 4 человека).
-Устная работа с карточками. На карточке написан термин, учащийся объясняет его классу. Кто отгадывает больше терминов, получает оценку. Термины на карточках: стержневая корневая система, главный корень, воздушные корни. корнеплоды, дыхательные корни, корневой волосок.
Мотивация к обучению, постановка целей и задач.
- Мы хорошо изучили особенности подземной части растения. Знаем, что первым у растения появляется корень.
А что начинает расти после того, как появится корень? ( стебель). Какие органы растения располагаются на стебле?( ответы учащихся)
Темы нашего урока?
Побег и почки.
Какие цели и задачи будут у нашего урока?
Ответы учащихся. Работа с презентацией.
Первичное усвоение знаний.
Запись темы урока в тетрадь.
Работа с учебником и презентацией. Выписать в тетрадь термины Побег, стебель, узел, междоузлия, пазуха листа.
Групповая проверка.
Составить схему листорасположения, зарисовать и подписать в тетради. Образец- презентация.
Физминутка. Учитель читает утверждения, если дети согласны- поднимают правую руку,е сли не согласны- левую.
- осевой частью побега является лист (-)
- при супротивном листорасположении от каждого узла отходит 2 листа (+)
- стебель – осевая част побега (+)
-междоузлие- участок стебля, на котором развивается лист (-)
-вегетативный орган растения –цветок (-)
Почки.
Попробуйте дать определение, что такое почка?
Запись в тетрадь: почка- это зачаточный побег, на верхушке которого находится конус нарастания.
Как вы думаете, почка вегетативный или генеративный орган растения? Ответы детей. Обсуждение. Работа с презентацией. Схемы строения вегетативной и генеративной почки.
Составление схемы в тетради.
П очки
Вегетативные ( листовые) генеративные (цветочные)
Первичное закрепление знаний.
Биологическое лото ( составление таблицы).
Виды почек | Верхушечная почка | Придаточная почка | Пазушная почка |
Характеристики почки |
Расположение почки | | | |
Функции почки | | | |
Тип побега, развивающегося из почки | | | |
Варианты ответов:
Обеспечивает ветвление побега
Образуется боковой побег
Расположена в пазухе листа
Находится вне пазухи листа
Находится на верхушке стебля
Образует главный побег
Обеспечивает рост многолетнего побега в длину
Рефлексия. Возврат к целям и задачам.
Домашнее задание. Параграф 5. Дополнительное задание тем, кто плохо понял материал урока.