СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Тема: Плоды и семена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тема: Плоды и семена.»

3 класс.

Тема: Плоды и семена.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление о размножении и развитии растений из семени.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания, умения, навыки о группах растений, об органах растений. Познакомить с понятием семена – часть растений, необходимая для размножения. Формировать познавательный интерес к предмету.

Коррекционо-развивающие: Развивать устную речь, уверенность при ответе на вопросы, внимание.

Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни растений, стремление больше знать.

Оборудование: рисунок «Части растений» (на примере гороха), дидактический наглядный материал, плоды (муляжи и натуральные), карточки для изучения нового материала, рисунок-схема: растения (индивидуальные – у учеников, увеличенная – на доске), гербарии.



Ход урока.

Оргмомент:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок,

Мы друг другу улыбнемся

За работу мы возьмемеся.

Начнем урок с девиза - солнце, воздух, вода и земля – наши лучшие друзья.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. Индивидуальная работа по карточкам.

Отгадайте загадки

Летом и зимой в рубашке одной. (Ель)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза)

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (Малина)

Две сестры летом зелены.

К осени одна краснеет,

Другая – чернеет. (Черная и красная смородина)

По мере отгадывания на магнитной доске появляются фотографии ели, березы, малины, смородины. ( Приложение 1)

Как назвать одним словом?( Растения.)

(Появляется слово на магнитной доске: Растения)

Давайте сравним эти растения, определим, что у них общее и что разное.

На какие группы можно разделить эти растения?

Какие растения относятся к деревьям?

Какие растения относятся к кустарникам?

Чем отличаются кустарники и деревья?

Проведем исследовательскую работу. Возьмите иголки, листья деревьев, шишки и сравните их.

Учащиеся работают в группах, затем моделируют на классной доске.

По ходу работы прикрепляют таблички на магнитную доску.

Растения

Деревья

Кустарники

Хвойные

деревья

ель

сосна

иголки

липа

береза



Лиственные

деревья

листья

Какие еще хвойные и лиственные растения вы знаете?

Учитель дополняет ответы учащихся и показывает гербарные образцы.

А еще вы можете о них узнать у взрослых в справочной литературе.

Вывод: деревья, у которых листья растут, называются лиственными.

Деревья, у которых листья в виде хвои (иголок) называются хвойные.

А что же у них общее, об этом нам расскажет Юля.

Юле нужно найти на рисунке части растения и поставить номера, соответствующие частям растений (Корень, стебель, листья, цветок).

Вывод: Все растения имеют корень, стебель, у деревьев ствол, лист, цветок.

( Вывод делает ученик.)

Для учителя:

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения.

Каким образом может цветок обеспечить появление следующего поколения?

Бывают ли у растений дети?

Физкультминутка: Игра с мячом «Назови ласково»

- яблоко – (яблочко)

- лимон – (лимончик)

- огурец – (огурчик)

- картошка – (картошечка)

- горох – (горошек)

- морковь – (морковочка)

3. Постановка целей и задач урока.

Послушайте сказку о красивом цветке. Вы узнаете, какой будет тема нашего урока. О чем мы будем говорить.

В одном красивом лесу жил необыкновенный цветок. Он рос, набирал сил, но ему было очень одиноко, потому что он был один такой. Прошло несколько недель, листья опали, и на его месте появилась ягода. Прошло еще несколько недель, ягоды превратились в семена, рассыпались по всему лесу. Когда наступила следующая весна, то в этом лесу появилось много таких же цветов, и он не был больше одиноким.

О чем же этот рассказ? (Как и откуда появляются цветы.)

4. Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами узнаем:

1. Из чего образовывается плод.

2. Что такое плод.

3. Значение плода для семян.

Во время прогулок в парке или похода в лес мы часто видим маленькие березки, рябинки и другие растения. А как вы думаете, откуда они появились? С чем это связано?

Я предлагаю вам угадать, что у меня на столе в корзине:

Яблоки, лимоны, тыква, картошка, томат. (Муляжи фруктов и овощей.)

Как же одним словом назвать все это. (Фрукты и овощи.)

Их еще называют плоды. Но они не настоящие – это муляжи.

Как появляются наши плоды?

Мы едим, едим плоды, а почему их не становится меньше?

Изучение и первичное закрепление нового материала.

Чтобы ответить на эти вопросы, вам предстоит стать исследователями. В каждой группе есть маршрутные листы. Вы будете работать по карточкам и отвечать на вопросы, заполнять таблицу.

Работаем в группах. (Приложение 2)

Вывод учителя:

Для чего нужен плод?

Плод у растений - это орган размножения. Внутри каждого плода бывают семечки или косточки. Косточка – это семя, из него вырастает новое растение. Но для этого семена должны попасть в землю. У всех растений это происходит по – разному. Плоды растений — настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (Приложение 3.)

—  Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит  ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту».

 —  А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. (Приложение 4.) Как они распространяются?{Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.)

— Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

Гимнастика для глаз.

Практическая работа.

А сейчас на примере плода томата, яблока посмотрим, есть ли в томате семена. (Разрезаем) Что мы видим: семена. Много или мало? (Много)

Возьмем плод подсолнечника,желудя вскроем. Сколько семян? (Одно семя)

Значит, у плодов бывает одно семя и много семян.

Для чего нужны семена растениям? (С помощью семян размножаются растения.)

Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?

Поэтому, прежде чем сорвать цветок, знайте, что вы лишайте его будущего плода.

Закрепление изученного материала.

Прочитайте статью по учебнику с. 73.

Что образуется после цветения у растений?

Благодаря чему и кому наши семена переносятся с одного места на другое?

Подведение итогов урока.

Для чего нужны семена человеку?

Что нового узнали на уроке?

Где образуются семена?

Что дает лес зверям и птицам?

Вспомните девиз нашего урока. (Солнце, воздух, вода и земля – наши лучшие друзья.)

Что же нужно для растений, чтобы они росли? (Солнце, воздух, вода и земля)

Если вы считаете что урок понравился, прикрепите золотую медаль – 1 место. Если вам было что-то непонятно, то серебряную медаль – 2 место, а если урок не понравился – бронзовую медаль – 3 место.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!