СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Устаревшие слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Устаревшие слова"»

Конспект урока русского языка во 2 классе МБОУ Верхнецасучейская СОШ

Учитель: Чимитова И.Т.

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Устаревшие слова».

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с устаревшими словами.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов в русском языке; развивать умение определять лексическое значение устаревших слов; показать их роль в нашем языке, в художественной литературе.

  2. Учит видеть устаревшие слова в художественных текстах; учить пользоваться толковым словарём и извлекать информацию из текстов.

  3. Воспитывать у школьников внимание к живому слову, интерес к изучению родного языка, к его истории.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение находить в текстах устаревшие слова, понимать и объяснять их значение.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы проведения: постановка проблемы; объяснительно-иллюстративный; исследовательский; частично-поисковый.

Оборудование, наглядность: компьютер, интерактивная доска, планшеты, толковые словари, презентация, учебник Русский язык 2 класс автор С.В. Иванов.


Этап урока

Презентация

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

1

Эмоциональ-ный настрой на урок


- Дети, вам тепло?

- В классе светло?

- Прозвенел уже звонок?

- Хотите учиться?

- Значит можно садиться.

- Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу: «Будет интересно»!

Да!

Да!

Да!

Да!

(Проверяют готовность к уроку)

2

Подготовка к основному этапу урока.

СЛАЙД 1

- Ребята, сейчас мы перенесёмся с вами на много лет назад.

- Представьте себя в старинном русском городе. Обратите внимание на людей, на дома. Давайте, заглянем в один из домов и послушаем, о чём разговаривает хозяйка дома со своей служанкой. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.

- Значение каких слов вам не понятно?

- Почему?

- Куда они исчезли?

- Почему?











Называют непонятные слова.

Отвечают на вопросы.

3

Постановка темы и задач урока

СЛАЙД 2-3

- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода, какие-предметы или явления, постепенно забываются, устаревают.

- Как вы думаете, как называются слова, которые ушли из нашей речи, устарели?

- Какая тема урока?

- Какие задачи поставим на урок?

-Выскажите свои предположения, какие слова называются устаревшими?

Отвечают на вопросы

Определяют и формулируют тему урока и основную мысль урока

Работают с правилом в учебнике

4

Первичное усвоение знаний

СЛАЙД 4-5

Работа с четверостишием А.С. Пушкина.

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

- Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал А.С. Пушкин?

- Почему?

- Назовите незнакомые слова.

- Объясните, почему они устаревшие?

- Посмотрим на эти предметы.

- Как вы думаете, почему в четверостишии Пушкина так много устаревших слов?

- Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?

- Прочитайте его ещё раз.

- Расскажите.

Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 1 стр. 83

Ученики читают четверостишие, рассказывают какую картину они представили читая эти строки.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся со значением устаревших слов

















Толкование любых двух слов записывают в тетрадь.

5

Работа со словарями

СЛАЙД 6-7








СЛАЙД 8-12



СЛАЙД 13-16

- Мы выяснили какие слова называются устаревшими. Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, где можно узнать лексическое значение этих слов?

- Какие словари вам известны?

Работа в группах.

Задание на карточках. Найти лишнее слово, его лексическое значение в разных источниках.

Работа с устаревшими названиями частей тела человека.


Учащиеся перечисляют названия толковых словарей







Читают ряд слов, выделяют лишнее слово, по словарю находят его лексическое значение.

6

Физкульт-минутка

СЛАЙД 17

Разведите в стороны десницу и шульцу, соедините их, положите на рамена, опустите. Вытяните выю. Поверните главу вправо, влево. Наклоните главу вперёд – поднимите. Закройте очи, откройте их, поводите по сторонам. Погладьте себя по ланитам. Сожмите и разожмите уста. Потрясите дланями и пощёлкайте перстами.

Дети выполняют упражнения.

7

Работа с русской народной сказкой «Кривая уточка»

СЛАЙД 18-23

Сказка разделена на три части, в каждой части встречается одно устаревшее слово. Ученики находят его, его лексическое значение. Одна группа эксперты.

Ученики читают отрывки сказки, находят устаревшее слово, по словарю находят его лексическое значение. Ведут записи в тетрадях.

8

Упражнение на закрепление знаний

СЛАЙД 24

На слайде справа картинки с изображением старинных предметов, слева – устаревшие их названия.

Учащиеся устанавливают соответствие и соединяют их.

9

Подведение итогов урока. Рефлексия.

СЛАЙД 25-26

- Какие слова называют устаревшими?

- Почему слова устаревают?

- О чём рассказывают устаревшие слова?

Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова?

Рефлексия на материал урока: ответы на вопросы.

10

Оценивание деятельности учащихся на уроке, домашнее задание.

СЛАЙД 27

Выставление оценок за деятельность на уроке.

В художественной литературе найти примеры устаревших слов, найдите их значение в толковом словаре, подумайте, почему устарели эти слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!