Технология проведения урока (этапы) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: Именно так, с улыбкой , мы войдем в сказочное царство… в котором жили … Нет – нет, не царь с царицей, а такие особенные жители одного царства. Оно находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. | Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. | Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Личностные УУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии Цели: - организовать актуализацию умений учащихся; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о живой природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. Отгадайте мою загадку, и вы сразу скажете, о каких жителях идет речь. Дышут, растут, воду пьют, А ходить не умеют. Что это? (Растения) - Что вы видите на фотографиях? (Слайды № 1) - Как все это можно назвать? Кто догадался? - Есть ли в них какие различия? - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Какие задачи будем решать на уроке? - Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи? - По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки. | Создаёт проблемную ситуацию. Помогает учащимся сформулировать цель урока | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы. Комментарии детей: растения, живая природа, деревья, кустарники, травянистые растения
Высказывания детей | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | - Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию. А куда лучше идти, чтобы увидеть все растения сразу? (лес) -Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Посмотрим, какой он - этот волшебный лес? - Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Давайте учиться их узнавать и различать. - Значит, главная наша задача ...(сгруппировать растения) и узнать … Проблема: К какой группе этого царства они относятся? (слайд 2) | Создаёт условия для организации деятельности по планированию. Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию нехватки определенных знаний и умений. | Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы. Вспоминают, что им известно по изучаемому материалу, определяют «поле своего незнания». | Познавательные УУД (общеучебные): - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | А сейчас мы с вами поиграем, каждый возьмёт карточку с растением и найдёт других с объектами такой же группы растений. (деревья, кустарники и травянистые растения) На какие группы вы разделились? (каждая группа делает своё определение растениям) Дети в каждой группе составляют план, по какому принципу они объединились в группы. План: 1. Рассмотреть картинку 2. Найти у других детей общее сходство с твоей картинкой 3. Сформулировать сходство 4. Определить тип растения 5. Вспомнить ещё растения, которые относятся к этой группе - Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока? | Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. Создаёт условия для организации работы в группе. Помогает учащимся составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения. | Знакомятся с творческим заданием и выполняют его. Подходят к столу и выбирают картинку.
Сообща ищут свою группу.
Ответы детей. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика Личностные: -оценка своих поступков, действий, слов. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Физкультминутка | Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? | Показывает движения. | Выполняют движения. Потягивания – руки в стороны. Потягивания – руки вверх Машут руками. Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, назад-вперед. Вращение туловищем. | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | С каждой группы выступит один ученик. Каждую группу оцениваем. - Что отнесем в первую группу? (примеры) - Во вторую, в третью? Сейчас мы с вами сравним и узнаем, чем же они отличаются растения из разных групп? Чем отличаются деревья от остальных растений? Оценивание 2) Чем кустарники отличаются от других растений? Оценивание 3) Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? Оценивание - А что общего у разных растений? (корень, стебель(ствол), цветок, плод, листья) Что интересного вы заметили у деревьев и кустарников? Все ли деревья одинаковые? А кустарники? -Правильно. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок). -Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые. Скажите где мы можем встретить сразу все растения групп? Представьте, что лес - это многоэтажный дом. Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья) Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники) Что находится на нижнем этаже? (Травы) А на самых нижних этажах находятся мхи и лишайники. Все растения, образующие лес, располагаются ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и травы. Лес еще называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете. | Организует фронтальную работу. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты. Предлагает выстроить высказывание по модели. Задает вопросы, вскрывающие ошибки обучающихся. Организует прослушивание. | Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу. Выявляют недостающие знания и умения, строят учебную модель Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию. Дети рассматривают картины художников. Отвечают на вопросы
| Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - умение работать по коллективно составленному плану. |
VI. Первичное закрепление Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Сколько ярусов образует лес? А сейчас мы с вами разделимся в группы по три человека. Каждый из вас выбирает одну группу растений и записывает её в тетрадь (группам раздаются листочки с рисунками растений под которыми написаны их названия). А теперь каждая группа проанализируйте свою работу. Есть ли такие группы, которые совершили ошибки. | Организует работу в группе по 3 человека. Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. | Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Соотносят материал с жизненным опытом. Выбирают учебную ситуацию в одной из форм. | Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз | А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха для глаз. На уроке мы читали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно. Солнце очень далеко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим. Вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём. А потом скатились вниз. Жмурься сильно, но держись. | Учитель ведёт указкой по цветным линиям тренажёра в разных направлениях в соответствии с текстом. | Дети следят глазами за движениями указки учителя по тренажёру, выполняя гимнастику для глаз. | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
VII.Экологическая страничка Цели: - раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения | Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”. Минусы Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений? Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д. Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - … Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы… Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).
Плюсы Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников. Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы? Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя. Красная книга! А сейчас каждый выполнит творческое задание: нарисует свой знак охраны растений | Организует фронтальную работу. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты. Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию, задают вопросы. Дети самостоятельно выполняют задание после инструкции учителя. | Регулятивные УУД: - готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Вы хорошо поработали! - О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. - Кто доволен своей работой, все ли было понятно? - Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик. - Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик. - Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный. - Спасибо за урок! | Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности на уроке. | Познавательные УУД : - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |