СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Какие бывают растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Какие бывают растения". Тип урока: открытие новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс

Учитель: Лазенкова Наталья Анатольевна

Дата проведения: 24.10.2018 г.

Место проведения: ГБОУ СОШ №9 г.о. Октябрьск Самарской области

Уровень: муниципальный

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Какие бывают растения.

Цели учебного занятия


  1. Познакомить с понятием «растения - объекты живой природы», «лес- многоэтажный дом растений»


  1. Формировать УУД:

Личностные УУД: вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;

Регулятивные УУД: предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в схематическую), раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения.

Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве;


Задачи урока

1) Образовательные:

- на основе наблюдений познакомить детей с разнообразием растений;

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять, классифицировать объекты растений по существенным признакам, различать их.

2) Развивающие:

- развивать кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; развивать и совершенствовать изобразительные навыки.

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.

3) Воспитательные:

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты

1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):

- научатся: описывать, характеризовать растения, называя их существенные признаки.

- получат возможность научиться: наблюдать за растениями; анализировать и использовать модели для объяснения отличительных признаков растений; расширить и систематизировать свои знания о природе; формировать выводы на основе наблюдений;

2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность):

- Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;


- Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.


3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.


Основные понятия

Разнообразие растений, охрана растений

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.




Технология

проведения урока

(этапы)

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


  • Именно так, с улыбкой , мы войдем в сказочное царство… в котором жили … Нет – нет, не царь с царицей, а такие особенные   жители одного царства. Оно находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас….

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.











Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.




Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;


Личностные УУД:

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии

Цели:

- организовать актуализацию умений учащихся;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о живой природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

Отгадайте мою загадку,  и вы сразу скажете,  о каких жителях  идет речь.

Дышут, растут, воду пьют,

А ходить не умеют.

Что это?  (Растения) 


- Что вы видите на фотографиях? (Слайды № 1)

- Как все это можно назвать? Кто догадался?

- Есть ли в них какие различия?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие задачи будем решать на уроке?

- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?

- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки.

Создаёт проблемную ситуацию.



Помогает учащимся сформулировать цель урока


Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы.

Комментарии детей: растения, живая природа, деревья, кустарники, травянистые растения



Высказывания детей

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

- Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию. А куда лучше идти, чтобы увидеть все растения сразу? (лес)

-Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Посмотрим, какой он -  этот  волшебный лес?

 - Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Давайте учиться их узнавать и различать.

-  Значит, главная  наша задача ...(сгруппировать растения) и узнать …

Проблема: К какой группе этого царства они относятся? (слайд 2)


Создаёт условия для организации деятельности по планированию.


Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию нехватки определенных знаний и умений.

Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы.



Вспоминают, что им известно по изучаемому материалу, определяют «поле своего незнания».

Познавательные УУД

(общеучебные):

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.


А сейчас мы с вами поиграем, каждый возьмёт карточку с растением и найдёт других с объектами такой же группы растений. (деревья, кустарники и травянистые растения)

На какие группы вы разделились?

(каждая группа делает своё определение растениям)

Дети в каждой группе составляют план, по какому принципу они объединились в группы.


План:

1. Рассмотреть картинку

2. Найти у других детей общее сходство с твоей картинкой

3. Сформулировать сходство

4. Определить тип растения

5. Вспомнить ещё растения, которые относятся к этой группе


- Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока?



Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.


Создаёт условия для организации работы в группе.



Помогает учащимся составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения.




Знакомятся с творческим заданием и выполняют его.



Подходят к столу и выбирают картинку.



Сообща ищут свою группу.



Ответы детей.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Личностные:

-оценка своих поступков, действий, слов.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи


Физкультминутка


Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы

Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет?

Показывает движения.

Выполняют движения.

Потягивания – руки в стороны.


Потягивания – руки вверх


Машут руками.

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, назад-вперед.

Вращение туловищем.

Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и выполнять инструкцию учителя.

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.


С каждой  группы выступит один ученик.

Каждую группу оцениваем.

 -  Что отнесем в первую группу? (примеры)  

  - Во вторую, в третью?

Сейчас мы с вами сравним и узнаем, чем же они отличаются растения из разных групп?

  1. Чем отличаются деревья от остальных растений?    

Оценивание

 2) Чем кустарники отличаются от других растений?              

Оценивание

3) Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?          

Оценивание

- А что общего у разных растений?  (корень, стебель(ствол), цветок, плод, листья)

Что интересного вы заметили у деревьев и кустарников?

Все ли деревья одинаковые?  

А  кустарники?    

 -Правильно. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок).

 -Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Скажите где мы можем встретить сразу все растения групп? 

Представьте, что лес - это многоэтажный дом.                            

  • Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья)

  • Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники)

  • Что находится на нижнем этаже? (Травы)

  • А на самых нижних этажах находятся мхи и лишайники.

Все растения, образующие лес, располагаются ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.  Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и травы. 

Лес  еще называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете. 


Организует фронтальную работу. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.






Предлагает выстроить высказывание по модели.












Задает вопросы, вскрывающие ошибки обучающихся.




















Организует прослушивание.

Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу.

Выявляют недостающие знания и умения, строят учебную модель



Учащиеся переносят полученные знания в ситуацию.

















Дети рассматривают картины художников.



Отвечают на вопросы










Личностные УУД:

- формирование установки на здоровый образ жизни.


Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные УУД:

- умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Регулятивные УУД:

- умение работать по коллективно составленному плану.

VI. Первичное закрепление

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Сколько ярусов образует лес?

А сейчас мы с вами разделимся в группы по три человека. Каждый из вас выбирает одну группу растений и записывает её в тетрадь (группам раздаются листочки с рисунками растений под которыми написаны их названия).


А теперь каждая группа проанализируйте свою работу. Есть ли такие группы, которые совершили ошибки.



Организует работу в группе по 3 человека.




Направляет деятельность обучающихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.








Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.



Соотносят материал с жизненным опытом.

Выбирают учебную ситуацию в одной из форм.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз

А теперь немного отдохнём и проведём минутку отдыха для глаз.

На уроке мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно.

Солнце очень далеко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём.

А потом скатились вниз.

Жмурься сильно, но держись.

Учитель ведёт указкой по цветным линиям тренажёра в разных направлениях в соответствии с текстом.

Дети следят глазами за движениями указки учителя по тренажёру, выполняя гимнастику для глаз.

Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и выполнять инструкцию учителя.

VII.Экологическая страничка

Цели:

- раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения


Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.

Минусы

Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?

Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.

Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …

Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…

Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).



Плюсы

Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.

Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?

Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.

Красная книга!

А сейчас каждый выполнит

творческое задание: нарисует свой знак охраны растений

Организует фронтальную работу. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты.






Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.


Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию, задают вопросы.








Дети самостоятельно выполняют задание после инструкции учителя.











Регулятивные УУД:

- готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

- овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Вы хорошо поработали!

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке. - Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

- Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, у вас всё получалось, то поднимите улыбающийся смайлик.

- Если вы работали, но было не всё понятно, и вы допускали ошибки, то поднимите серьёзный смайлик.

- Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш смайлик – грустный.


- Спасибо за урок!

Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя,

дают самооценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД :

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Регулятивные УУД:

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».




Скачать

© 2018, 3560 52

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!