СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Почему луна бывает разной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: "Почему луна бывает разной"»

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Цель: формировать представление о Луне как спутнике Земли; воспитывать интерес детей к окружающему миру.

Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.

Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

УУД: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

1.Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались с гостями учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Всем удачи пожелаем

И урок наш начинаем.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Когда все дети вечером ложатся спать,

На небе звёзды начинают в мяч играть.

Тот жёлтый мяч там скачет до утра.

Вы, отгадали? Этот мяч - ...(луна)

- Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Однажды на Луне появилось на свет необычный малыш... Пушистый сиреневый с четырьмя длинными ушками...Не успел он оглядеться по сторонам, как свалился с Луны. Он долго-долго падал и приземлился … в нашем классе. Дети: Лунтик (картинка).

- Лунтик совсем маленький и как все маленькие дети любит открывать тайны.

-Давайте расскажем Лунтику какие тайны мы раскрыли на прошлом уроке?

- Как называется прибор, с помощью которого люди изучают звезды?

- Солнце -это......

3. Постановка учебной задачи.

- Какую же тайну мы сегодня откроем, вам предстоит узнать, работая в парах.

Работа в парах. У детей карточки

-У вас на парте лежит рисунок, на котором Лунтик пытался нарисовать Луну.

- Кто из вас видел Луну?

-Помогите ему разобраться как выглядит луна. Посовещайтесь друг с другом и закрасьте правильный рисунок. Закрасьте Луну жёлтым карандашом.




- Что у вас получилось? Обсуждение рисунков. Результат: Луну мы видим разной.

- А хотели бы узнать ПОЧЕМУ ЛУНА У ВСЕХ ПОЛУЧИЛАСЬ РАЗНОЙ? (МЫ ВЕРНЕМСЯ К рисункам В КОНЦЕ УРОКА)

-Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?

- Кто догадался какая тема нашего урока? (слайд).

-Сегодня мы узнаем (ПОЧЕМУ ЛУНА БЫВАЕТ РАЗНОЙ) почему мы видим на небе то Луну, то месяц.

- Что Лунтику захотелось узнать про луну? У него уже готовы вопросы, ответы на которые он хотел бы получить

Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим. Сегодня на уроке мы узнаем: (слайд).

1) Что такое Луна?

2) Почему луна бывает разной?

2) Почему на луне не живут люди?

3) Как ЛЮДИ изучают луну?

– Итак, начнём. Что же такое Луна?

Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос....

Что же мы там видим??? (слайд). (Планеты)

Галактика

(учитель читает стихотворение)

Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

Спутник это… тело, которое движется вокруг более крупного небесного тела. (слайд).

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.

– Луна–это природный или естественный спутник?

– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли и вращается вокруг своей оси.

-А движется ли наша планета Земля?

Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя.

Просмотр обучающего видео. (слайд).

-Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.

Практическая работа

- Мы посмотрели как вращаются Земля и Луна....

- Давайте попробуем показать как это происходит.

К доске выходят 2 ученика: один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.

-Земля вращается вокруг своей оси, а луна вращается вокруг Земли и еще вокруг своей оси, но она всегда обращена к Земле одной стороной. Т.к. их движения синхронны.

Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели. Значит обходит её кругом один раз за месяц.

Работа в тетради (стр.22) (слайд).

 В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок

Видео СКАЗКА. (слайд).

- Почему Луна меняет свой внешний вид? Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

-Откройте учебник и найдите рисунок в учебнике на странице 90 (вверху) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.

4. Беседа, работа по учебнику.

- Что изображено голубым цветом? (Земля)

- Что делает Земля? (она спит)

- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)

- Что изображено белым цветом? (Луна)

- А красным? (Солнце)

- Что делает Солнце? (Светит на Луну)

- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)

- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)


- Прочитаем текст на странице 90: «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца».

- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что её форма меняется. А на самом деле Луна не меняет свою форму. Она имеет форму … (шара).

Фазы Луны (слайд).

Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между Землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Физминутка для глаз (видео) (слайд).

С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина. (слайд).

Кратеры Луны (слайд).

 – Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И рассмотрим поверхность Луны.

- Что же мы видим на этой поверхности? Круги, темные пятна, горы.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Некоторые кратеры очень велики. В них может поместиться даже Санкт-Петербург. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г. Там не бывает ни дождей, ни снега.

- Давайте проведем опыт:

- «Наберите в рот воздух. Не дышите. Долго продержались без воздуха?»

- Так человек сможет жить на Луне? Почему?

Американские космонавты на Луне

– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад. Они не «приземлились на Луну», а прилунились.

Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

-Давайте и мы с вами отдохнем....

Физминутка

Мы ногами – топ, топ, топ.

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Разок повернуться,

К Луне потянуться,

Земле поклониться,

Прошу садиться.

– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.

Чтение вывода в учебнике.

5. Проверка знаний с самопроверкой в парах.

- Сейчас мы с вами проверим, кто сможет Лунтику всё рассказать, ответить...

Положите перед собой листочки для проверки знаний.

Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.

Луна больше Земли. (-)

 

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.(+)

 

На Луне есть воздух и вода. (-)

 

Луна – природный спутник Земли. (+)

 

На Луне живут люди. (-)

 

Луна вращается вокруг Солнца.(-)

 

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.(+)

 

В лунных морях много воды.(-)

 

-Теперь поменяйтесь работой с соседом и начинаем проверку.

Я говорю предложение, если вы согласны хлопайте....

Луна больше Земли. (-)

Луна – природный спутник Земли (+)

На Луне нет воздуха (+)

Луна светится(-)

В Лунных морях много воды (-)

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца (+)

Луна вращается вокруг Солнца.(-)

На Луне жизнь возможна (-)

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.(+)

Теперь можете Лунтику всё рассказать. Начнём по порядку, я начинаю, а вы продолжаете.

- Луна – это естественный ………………спутник

- Луна движется вокруг …………земли.

- Луна сама не испускает свет, она отражает свет ………солнца

- Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем ………пыли

- На Луне много круглых дыр, они называются – ………кратерами

- На Луне нет ни …………воды, ни воздуха

- На Луне нельзя ……….жить



6. Рефлексия

- Давайте вернемся к нашим рисункам ЛУНЫ. НА КАКОМ ИЗ РИСУНКОВ ИЗОБРАЖЕНА ЛУНА? КТО СПРАВИЛСЯ С ЗАДАНИЕМ ВЕРНО? (раскрасить нужно было все рисунки)

- Что сегодня на уроке вам запомнилось? Расскажите нашему гостю.

- По доброй традиции новым друзьям принято дарить подарки. Я предлагаю подарить Лунтику звёздочки. Жёлтую - если на уроке было интересно, и вы узнали много нового, голубую – если вам что-то было непонятно.

















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!