Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Цель: формировать представление о Луне как спутнике Земли; воспитывать интерес детей к окружающему миру.
Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли.
Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
УУД: Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
1.Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались с гостями учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Всем удачи пожелаем
И урок наш начинаем.
2.Самоопределение к учебной деятельности.
Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Вы, отгадали? Этот мяч - ...(луна)
- Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Однажды на Луне появилось на свет необычный малыш... Пушистый сиреневый с четырьмя длинными ушками...Не успел он оглядеться по сторонам, как свалился с Луны. Он долго-долго падал и приземлился … в нашем классе. Дети: Лунтик (картинка).
- Лунтик совсем маленький и как все маленькие дети любит открывать тайны.
-Давайте расскажем Лунтику какие тайны мы раскрыли на прошлом уроке?
- Как называется прибор, с помощью которого люди изучают звезды?
- Солнце -это......
3. Постановка учебной задачи.
- Какую же тайну мы сегодня откроем, вам предстоит узнать, работая в парах.
Работа в парах. У детей карточки
-У вас на парте лежит рисунок, на котором Лунтик пытался нарисовать Луну.
- Кто из вас видел Луну?
-Помогите ему разобраться как выглядит луна. Посовещайтесь друг с другом и закрасьте правильный рисунок. Закрасьте Луну жёлтым карандашом.
- Что у вас получилось? Обсуждение рисунков. Результат: Луну мы видим разной.
- А хотели бы узнать ПОЧЕМУ ЛУНА У ВСЕХ ПОЛУЧИЛАСЬ РАЗНОЙ? (МЫ ВЕРНЕМСЯ К рисункам В КОНЦЕ УРОКА)
-Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?
- Кто догадался какая тема нашего урока? (слайд).
-Сегодня мы узнаем (ПОЧЕМУ ЛУНА БЫВАЕТ РАЗНОЙ) почему мы видим на небе то Луну, то месяц.
- Что Лунтику захотелось узнать про луну? У него уже готовы вопросы, ответы на которые он хотел бы получить
Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим. Сегодня на уроке мы узнаем: (слайд).
1) Что такое Луна?
2) Почему луна бывает разной?
2) Почему на луне не живут люди?
3) Как ЛЮДИ изучают луну?
– Итак, начнём. Что же такое Луна?
Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос....
Что же мы там видим??? (слайд). (Планеты)
Галактика
(учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
Спутник это… тело, которое движется вокруг более крупного небесного тела. (слайд).
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
– Луна–это природный или естественный спутник?
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли и вращается вокруг своей оси.
-А движется ли наша планета Земля?
Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя.
Просмотр обучающего видео. (слайд).
-Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.
Практическая работа
- Мы посмотрели как вращаются Земля и Луна....
- Давайте попробуем показать как это происходит.
К доске выходят 2 ученика: один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.
-Земля вращается вокруг своей оси, а луна вращается вокруг Земли и еще вокруг своей оси, но она всегда обращена к Земле одной стороной. Т.к. их движения синхронны.
Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели. Значит обходит её кругом один раз за месяц.
Работа в тетради (стр.22) (слайд).
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок
Видео СКАЗКА. (слайд).
- Почему Луна меняет свой внешний вид? Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
-Откройте учебник и найдите рисунок в учебнике на странице 90 (вверху) и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит.
4. Беседа, работа по учебнику.
- Что изображено голубым цветом? (Земля)
- Что делает Земля? (она спит)
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
- Что изображено белым цветом? (Луна)
- А красным? (Солнце)
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
- Прочитаем текст на странице 90: «Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца».
- Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, мы можем видеть только ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что её форма меняется. А на самом деле Луна не меняет свою форму. Она имеет форму … (шара).
Фазы Луны (слайд).
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между Землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем.
И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
Физминутка для глаз (видео) (слайд).
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина. (слайд).
Кратеры Луны (слайд).
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И рассмотрим поверхность Луны.
- Что же мы видим на этой поверхности? Круги, темные пятна, горы.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.
-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Некоторые кратеры очень велики. В них может поместиться даже Санкт-Петербург. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г. Там не бывает ни дождей, ни снега.
- Давайте проведем опыт:
- «Наберите в рот воздух. Не дышите. Долго продержались без воздуха?»
- Так человек сможет жить на Луне? Почему?
Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад. Они не «приземлились на Луну», а прилунились.
Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
-Давайте и мы с вами отдохнем....
Физминутка
Мы ногами – топ, топ, топ.
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Разок повернуться,
К Луне потянуться,
Земле поклониться,
Прошу садиться.
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.
Чтение вывода в учебнике.
5. Проверка знаний с самопроверкой в парах.
- Сейчас мы с вами проверим, кто сможет Лунтику всё рассказать, ответить...
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.
Луна больше Земли. (-) | |
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.(+) | |
На Луне есть воздух и вода. (-) | |
Луна – природный спутник Земли. (+) | |
На Луне живут люди. (-) | |
Луна вращается вокруг Солнца.(-) | |
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.(+) | |
В лунных морях много воды.(-) | |
-Теперь поменяйтесь работой с соседом и начинаем проверку.
Я говорю предложение, если вы согласны хлопайте....
Луна больше Земли. (-)
Луна – природный спутник Земли (+)
На Луне нет воздуха (+)
Луна светится(-)
В Лунных морях много воды (-)
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца (+)
Луна вращается вокруг Солнца.(-)
На Луне жизнь возможна (-)
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.(+)
Теперь можете Лунтику всё рассказать. Начнём по порядку, я начинаю, а вы продолжаете.
- Луна – это естественный ………………спутник
- Луна движется вокруг …………земли.
- Луна сама не испускает свет, она отражает свет ………солнца
- Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем ………пыли
- На Луне много круглых дыр, они называются – ………кратерами
- На Луне нет ни …………воды, ни воздуха
- На Луне нельзя ……….жить
6. Рефлексия
- Давайте вернемся к нашим рисункам ЛУНЫ. НА КАКОМ ИЗ РИСУНКОВ ИЗОБРАЖЕНА ЛУНА? КТО СПРАВИЛСЯ С ЗАДАНИЕМ ВЕРНО? (раскрасить нужно было все рисунки)
- Что сегодня на уроке вам запомнилось? Расскажите нашему гостю.
- По доброй традиции новым друзьям принято дарить подарки. Я предлагаю подарить Лунтику звёздочки. Жёлтую - если на уроке было интересно, и вы узнали много нового, голубую – если вам что-то было непонятно.
8