СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Культурное пространство Руси в XIII-XIV века" Класс:6.История России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство с великой русской культурой второй половины XIII - середины XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть преемственность между жившими прежде поколениями и нашими современниками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Культурное пространство Руси в XIII-XIV века" Класс:6.История России»

Конспект урока: "Культурное пространство Руси в XIII-XIV века"

Класс:6

Цель:

1. Образовательная - охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись).

2. Развивающая - способствовать развитию умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.

3. Воспитывающая - способствовать формированию у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Цель учащихся на уроке:

1. Личностный результат - формирование уважительного отношения к культуре своего народа;

2. Метапредметный результат

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

3. Предметный результат

Научатся: организовывать свою деятельность на уроке;

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Личностно значимая проблема

знакомство с великой русской культурой второй половины XIII - середины XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть преемственность между жившими прежде поколениями и нашими современниками.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок с элементами воображаемой экскурсии

Ведущие методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Основные понятия, термины

икона, иконостас, Троица, житие, левкас.

Основные имена

Феофан Грек, Андрей Рублев.

Основные даты

Конец XIV века - рязанский боярин Софоний создает поэму "Задонщина"

Связи, устанавливаемые на уроке

1. Внутрипредметные связи - "Культура Киевской Руси", "Русская православная церковь во второй половине XIII - середине XV века".

2. Внутрикурсовые связи - "Век Византии", "Возвращение городов. Рынок, ратуша, собор"

3. Межпредметные связи - искусство, литература

План урок

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучения нового материала.

Закрепление полученных знаний

Подведение итогов. Рефлексия

Домашнее задание.

Фронтальный опрос

Беседа по вопросам тема: «Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века».

В каком положении находилась Русская Церковь в период монголо-татарского ига?

В чем митрополиты поддерживали московских князей? Почему?

Когда Москва стала духовным центром Руси?

Какой митрополит перенес свою резиденцию в Москву?

Почему русские князья были заинтересованы в союзе с церковью? Какие они преследовали интересы?

Когда Русская Церковь стала самостоятельной?

Какое это имело значение для Русской Православной Церкви, для Русского государства?

вопросы по основным событиям XIII – XV вв.

1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси?

2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII – середине XVв.?

3. Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство?

Вывод.  Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.:

- объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства;

- формирование русской народности;

- хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси;

- укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны;

- возрождения русской национальной культуры

Русская культура в период второй половины 13в.- 15 в. испытала   тяжелейшие последствия монгольского нашествия. Всеобщее разорение, разруха не могло не сказаться на развитии культуры. Однако вскоре начинается период возрождения и всеобщего духовно-нравственного подъема. Ведущими направления развития культуры становятся литература, архитектура, живопись

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV века

Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Города и монастыре лежали в развалинах. Лучшие ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Так, не осталось, людей, которые умели строить каменные здания. Было уничтожено большое количество книг, почти прервалось летописание.

Тем не менее примерно через сто лет, со второй половины XIV века начинается постепенное культурное возрождение русских земель. Возрождению русской культуры способствовали освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях.

Книжное дело, устное народное творчество, литература

С XIV века на Русь стали возить бумагу — более удобный материал для письма, и более дешевый и удобный. Какие материал использовали для письма до XIV века? (береста и пергамент).

Книг стало больше, они подешевели. Где писали книги? (Монастыри). При монастырях существовали мастерские и библиотеки, насчитывавшие иногда сотни томов. Князья тоже имели свои мастерские.

В конце XIII — XIV веков сложились новые центры летописания — Псков, Суздаль, Ростов, Москва. Что такое летопись? (запись исторических событий по годам, от лета к лету).

Создававшиеся летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии. Во всех летописях звучала одна идея — необходимость объединения для борьбы с Ордой.

Наивысшего расцвета достиг в XIV веке былинный героический эпос. Слагали былины, обращаясь к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. Любимым героем был Владимир Красное Солнышко. Стольный град Киев представал в них как воплощение единства Русского государства. Сохранили своеобразие и новгородские былины. Героями вольнолюбивого города были купцы — Василий Буслаев и Садко.

Отрывок о Василия Буслаеве

В Господине Великом Новгороде жил Буслай,

С Новым городом жил, не перечился,

Со мужиками новгородскими

Поперек словечка не говаривал

Согласно былине Василий водился с лихими людьми, стал буйствовать в Новгороде. Пожаловались матери новгородцы на сына, та его пожурила, и решил Василий уйти из города в поход в «неведомые земли» за данью и бросил клич:

Кто хочет пить и есть из готового,

Валися к Ваське на широкий двор

То пей и ешь готовое

И носи платье разноцветное

Каждого, кто входил во двор, охаживал Василий дубиной. Лишь 29 молодцев не покачнулись. Взял их Василий в свою дружину. Василий Буслаев накопил богатств, но стали одолевать его думы: смолоду убивал и грабил под старость надо душу спасать. Взял благословение у матери и пошел в святые места. Молился в Иерусалиме за себя, мать и отца.

Оформился новый жанр — исторические песни. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Например, в песне об Авдотье Рязаночке, рассказывается о простой горожанке, которая освободила из плена жителей Рязани и возродила город.

Отрывок об Авдотье Рязаночке

Начинается доброе слово

Про Авдотью-жёнку, Рязанку.

Дунули буйные ветры,

Цветы на Руси увяли

Орлы на дубах закричали,

Змеи на горах засвистали

Деялось в стародавние годы.

Не от ветра плачет сине море,

Русская земля застонала.

Подымался царище татарский

Со своею Синею Ордою

С пожарами, со смертями.

Города у нас на дым пускает,

Пепел конским хвостом разметает,

Мертвой головой по земле катит

Одним из наиболее распространенных жанров русской литературы стала воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали реальные исторические события. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии Батыем города и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя рассказ о Евпате Коловрате и его отряде. Основная мысль произведения: «Лучше нам смертию живота купити (погибнуть), нежели в поганой воле быти».

В этот период в разных русских землях продолжали создавать жития святых. Подвиги и патриотическое служение Отечеству князя Александра Невского восхваляются в его житии. В Твери после гибели Михаила Ярославовича одним из монахов, сопровождавшим его в поездку в Орду, было написано житие князя —  «Житие Михаила Тверского».

Работа с текстом «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Песни о Щелкане» Читают и анализируют текст, отвечают на вопросы.

Зодчество (архитектура)

С конца XIII века на Руси возобновилась каменное строительство. Единственной сохранившейся постройкой того времени является церковь Николы на речном острове Липно недалеко от Великого Новгорода.

Во второй четверти XIV века начинается сооружение каменных зданий в Москве. При Иване Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля, единственного тогда в Северо-Восточной Руси.

Накануне Куликовской битве в Коломне начали возводить Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Новые здания создавались в духе владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Одним из центров каменного зодчества оставался Новгород. Во второй половине XIV века здесь были сооружены храмы, ставшие классическими образцами новгородской архитектуры — Церковь Федора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского времени, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Их фасады украшали декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова. Т.к. Псков находился на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонительное строительство. В 1330 году вблизи города была построена каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупных военных сооружений страны. В самом Пскове был возведен каменный кремль.

Живопись

С XIV начался расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Русь из Византии уже известным живописцем.

Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фрески выполнены в несвойственной византийской манере живописи. В них чувствовался интерес мастера к характеру персонажа. Фигуры святых вписывал так, что они выглядели не застывшими, а как будто в движении. Гениальным творением является его икона Донской Божьей Матери. Темно-вишневую гамму, мастер оживил ярко-васильковой полоской ткани около лица. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор. Главным его творением стало создание иконостас для Благовещенского собора.

Андрея Рублева

Показ видеофильма «Андрей Рублев»

Сравнение икон

Познавательная рефлексия (Закрепление)

1 задание. Сгруппируйте те явления русской культуры, которые существовали уже в Киевской Руси, и то новое, что появилось в XIV – XV века:

А) бумага;

Б) пергамен;

В) устав;

Г) фреска;

В) скоропись;

Е) иконопись.

2 задание. Сгруппируйте высказывания, относящиеся к Андрею Рублева и Феофану Греку:

  1. Автор очень красивых книжных иллюстраций;

  2. Был монархом Троице - Сергиевского монастыря;

  3. Расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле;

  4. автор иконы «Богоматерь Донская»;

  5. работал в Москве, Владимире, Звенигороде;

  6. прибыл на Русь из Византии;

  7. друг и соратник Даниила Черного;

  8. автор иконы «Троица»

9.работал в Москве и Новгороде

Андрей Рублёв


Феофан Грек




Домашнее задание.

1.Репродуктивное: § пересказ, ответить на вопрос

2.Продуктивное: Составить таблицу «Выдающиеся художники Руси XIV – XV вв.»

3.Творческо-поисковое: Подготовить карту маршрут для иностранца путешественника по территории Московского Кремля.





 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!