СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Химические свойства Галогенов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по тебе "Химические свойства галогенов"  Прописаны все диалоги. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Химические свойства Галогенов»»

Тема урока: Химические свойства галогенов

Цели урока:

1.образовательные: способствовать формированию знаний о химических свойствах галогенов, развивать умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций (ОВР).

2. развивающие: создавать условия для формирования навыков строить рассуждения, обобщать и делать выводы.

3.воспитательные: создавать условия для формирования навыков устной и письменной речи, способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные; проблемно-поисковый.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, рада вас видеть готовыми к уроку. Давайте отметим отсутствующих.

II. Актуализация знаний


-На прошлом уроке мы начали изучать галогены. Что мы узнали на прошлом уроке?

(строение атомов галогенов, получении и применении, физические свойства)

-Какими еще свойствами обладают галогены? (химическими свойствами)

-Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Химические свойства галогенов».

III. Этап усвоения новых знаний

1) Галогены взаимодействуют с металлами

-Фтор при нагревании реагирует со всеми металлами, включая золото и платину, на холоде взаимодействует с щелочными металлами, свинцом и железом. Хлор, бром и йод при обычных условиях реагируют со щелочными металлами, а при нагревании – с медью, железом и оловом.

В результате взаимодействия образуются галогениды, которые являются солями.

- Давайте рассмотрим взаимодействие хлора с железом.

- От чего это зависит степень окисления железа в соединении? (В зависимости от участника ракции - окислителя, степень окисления железа в продуктах реакции может быть равна +2 или +3)

-Хлор является сильным окислителем? (да)

-Тогда железо, под действием этого сильного окислителя отдаст 2 электрона или 3? (три)

-Какая степень окисления у железа в этом соединении? (три) Какая формула образовавшегося вещества?(FeCl3)

Желающие к доске…

(1 ученик пишет на доске, остальные у себя в тетради)

-

- Какие свойства проявляют галогены в данной реакии? (окислительные)

2) Взаимодействие галогенов с неметаллами.

А) Взаимодействие с водородом

В реакциях галогенов с водородом образуются газообразные галогеноводороды.

H2+F2=2HF - фтор взаимодействует с водородом со взрывом.

H2+Cl2=2HCl - смесь хлора с водородом взрывается только при поджигании или освещении.

H2+Br2 = 2HBr - бром начинает реагировать с водородом только при нагревании, и реакция происходит без взрыва.

H2+I2 = 2HI - реакция иода с водородом идёт медленно даже при нагревании.

-Теперь давайте рассмотрим пример такого взаимодействия. Желающие к доске…

(1 ученик пишет на доске, остальные в тетради)

- Исходя из этих реакций, скажите, как изменяется химическая активность веществ в ряду F2→ Cl2 →Br2 →I2 ? (Снижается)

- Все галогеноводороды хорошо растворяются в воде. Их растворы представляют собой кислоты:

HF — плавиковая, HCl — соляная, HBr — бромоводородная, HI — иодоводородная.

Б) С другими неметаллами

С кислородом взаимодействует только фтор, образуя соединение диоксидифторид

F2 + О2 = О2F2

Хлор и бром реагируют со всеми неметаллами, кроме азота и кислорода.

- Посмотрим, как взаимодействую галогены с неметаллами на примере взаимодействия Хлора с фосфором. В результате такой реакции возможно образование солей, в которых фосфор проявляет степени окисления +3 и +5. В данном случае рассмотрим образование продукта с валентностью фосфора (III). К доске пойдет…

(1 ученик у доски, остальные у себя в тетради)

3) Bытеснение галогенами друг друга из растворов солей

- На прошлом уроке мы с вами рассматривали способы получения галогенов и говорили, что для этого используют реакции их замещения в растворах солей.

-Какого правила придерживаемся при осуществлении этого замещения? (Более активный галоген вытесняет менее активный из раствора его соли)

-Как думаете, хлор вытеснит бром из раствора его соли? (да) Почему? (потому что он активнее)

А йод вытеснит хлор? (нет) Почему? (потому что он менее активный, чем хлор)

- А теперь рассмотрим данное свойство галогенов на примере взаимодействия хлора с бромидом натрия. К доске пойдет…

(1 ученик у доски, остальные в тетради)

4) Взаимодействие галогенов с водой

Фтор не вытесняет галогены из растворов солей, т.к. взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород:

2F2 + 2H2O = 4HF + O2

(1 ученик у доски, другие в своей тетради)

Хлор взаимодействует с водой с образованием двух кислот:

(пишу у доски сама, задавая детям вопросы)

- Как думаете, какие кислоты можем получить? (соляную точно назовут)

- Определим степени окисления элементов и их изменение в данной реакции. Какой элемент меняет свою степень окисления? (хлор). Изменяют ли степень окисления атомы других элементов? (нет)

- Верно, в данной реакции происходит самоокисление и самовосстановление хлора. Такая реакция носит название – диспропорционирование.

- Давайте запишем определение в тетрадь.

Диспропорционирование — химическая реакция, в которой один и тот же элемент выступает и в качестве окислителя, и в качестве восстановителя, причём в результате реакции образуются соединения, которые содержат один и тот же элемент в разных степенях окисления.

- Состав продуктов взаимодействия хлора с водой зависит от температуры. Уравнение реакции хлора с горячей водой вы самостоятельно составите дома.

5. Взаимодействие галогенов с щелочами.

-Также галогены диспропорционируют в растворах щелочей. Данная реакция подобна реакции с водой.

-А теперь рассмотрим данное свойство галогенов на примере взаимодействия хлора с гидроксидом калия при разных условиях. К доске пойдет…

(1 ученик у доски, остальные в тетради)


IV. Закрепление знаний

- Давайте проверим, как вы усвоили материал следующим образом.

1 вариант пишет реакции взаимодействия Брома с веществами: Na, P.

2 вариант пишет реакции взаимодействия Фтора с веществами: Si, H2.

3 вариант пишет реакции взаимодействия Йода с веществами: Li, Si

V. Домашнее задание.

Составить уравнение окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса

Na+Cl2=

P+Cl2= (фосфор имеет валентность V)

Cl2+H2O (горячая)=

Cl2+ NaI=












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!