СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсный урок литературы "Лабораторная работа по стихотворению Р.Бернса "Честная бедность""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурсный урок литературы "Лабораторная работа по стихотворению Р.Бернса "Честная бедность""»

Дата: 04.05.2023

Тема: В чем подлинное богатство человека в стихотворении Р.Бернса «Честная бедность»

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Роберта Бернса, выявить проблематику стихотворения “Честная бедность”, проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д., формировать умение давать нравственный анализ и оценку качеств личности, поступков и поведения людей; развивать умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте; совершенствовать навыки аналитической работы с художественным текстом, в том числе анализа языковой ткани текста, системы образов; развивать логическое и творческое мышление; воспитывать в учащихся доброту, чуткость, ответственность, честность, совестливость через эмоциональное восприятие произведений Р.Бернса.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные УУД: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить красоту окружающей природы, формирование патриотических чувств.

Коммуникативные УУД: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, компьютерная презентация по теме урока.


Форма: лабораторная работа




Лабораторная работа

по стихотворению Роберта Бернса

«Честная бедность»








Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем и самостоятельно):

- познакомиться с содержанием стихотворения, его нравственными проблемами, художественными средствами языка;

- исследовать стихотворение Бернса «Честная бедность»;

- формировать навыки образного и логического мышления, провести наблюдения над особенностями содержания, ролью лирического героя в произведении, развивать навыки анализа текста.


Оборудование: текст стихотворения, таблица «Нравственные понятия».


Ход работы


  1. оРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЗдравствуЙТЕ, РЕБЯТА. МЕНЯ ЗОВУТ СОЕЛМА ГОМБОЖАПОВНА, И СЕГОДНЯ Я ПРОВЕДУ У ВАС УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. ЖЕЛАЮ ВСЕМ ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ И ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ.

  1. мОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Перед вами сосуд, наполненный словами. Как вы понимаете его? Опираясь на слова, используя их, сформулируйте тему нашего урока.

-Верно, тема нашего урока «В чем подлинное богатство человека в стихотворении «Честная бедность»». Чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, мы проведем лабораторную работу.

В чем мы должны будем разобраться, что открыть для себя, чему научиться? Сформулируйте цель нашего урока (прием «Домысливание»)

Познакомиться….

Исследовать…

Выполнить…

Анализировать…

Обобщить…

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ


Юный друг!

Тебе предстоит выполнить лабораторную работу по литературе и найти ответ на самый главный вопрос стихотворения «Честная бедность»: в чем подлинное богатство человека?

Ознакомься с алгоритмом работы.

  1. Определение темы, цели и задач лабораторной работы.

  2. Объединение в творческие лаборатории для выполнения опытов. Выбор руководителя лаборатории.

  3. Лабораторные опыты.

  4. Участие в обсуждении результатов исследования.

  5. Самооценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.

  1. ОТкрытие новых знаниий

Автором этого удивительного стихотворения является человек удивительной судьбы –шотландский писатель XVIII века Роберт Бёрнс. Он родился 25 января 1759 года. Каждый год в Эдинбурге, столице Шотландии, в день рождения поэта, проводят благотворительные фестивали и вечера. Герои стихотворений Р.Бернса – простые труженики – пахари, пастухи, кузнецы, вольные люди, любящие свою землю, восторгающиеся ее красотой. В 1786 году вышла первая книга Бернса «Чифлай». 600 ее экземпляров разошлись за несколько дней.

Расскажите, пожалуйста, о поэте, прочитав строчки из его стихотворения «Был честный фермер мой отец»


  1. Практическая деятельность учащихся

Перед тем, как начнем лабораторные исследования, давайте выразительно прочитаем стихотворение.

-Какие незнакомые слова встретились вам в стихотворении?

-Определим лексическое значение незнакомых слов.

Для этого проведем наш первый опыт.

ІІ. Лабораторные исследования.

Опыт № 1. Лексическая работа.

Прочитайте текст стихотворения и определите лексическое значение следующих слов:

Чтобы выполнить это задание, пройдем по ссылке.

Лорд

Позумент -

Чопорный –

Штамп –

Плут –

Лакей –


Вывод: без ошибок – 5 звезд

С 1 ошибкой – 4 звезды

С 2 – 3

С 3 – 2

С 4 - 1


Опыт № 2. Совместная работа лаборатории: составление таблицы нравственных понятий.

Участники лаборатории пытаются дать определение понятиям нравственного характера.


Человеческие добродетели

Раскрытие понятий

Человеческие пороки

Честь



Лесть

Достоинство



Трусость

Справедливость



Плутовство


Воспользуйся словарями для нахождения ответов:

* Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., «Русский язык». - 1986, с.153.

** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. - М., Прогресс, - 1994, с.1326.


Вывод: Автор выделяет в своем стихотворении понятия, которые имеют ценность во все времена, а также те, которые осуждаются. Какие из этих нравственных понятий вы бы выбрали? Почему автор использует эти средства выразительности?

Опыт № 3. Диалог ученых

Подготовьте устный ответ на вопросы. Приведите примеры из текста:

1 группа: Каких людей автор считает настоящей знатью? (Людей, которые зарабатывают себе на жизнь своим трудом; о человеке нельзя судить «по платью», главное, что он умеет делать и какая у него душа)

2 группа: Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему? (В стихотворении “Честная бедность” слышится грусть поэта. Ведь, по его мнению, бедняки – честные труженики – достойны лучшей судьбы! Их, страдающих от невзгод, Бернс очень любил. Сколько сострадания в его словах: “Если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах!”)

3 группа: О каком времени мечтает Бернс?


Слова Р.Бернса стали поговорками и пословицами, его песни распевают во всех странах мира, так как они мелодичные, благозвучные, певучие

Выполним физкультминутку под эту песню

https://youtu.be/iNUddDkmn20 (песня)


Опыт № 4. Поисково-исследовательская работа.

Какие художественные средства языка использует автор?

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий. Какие люди противопоставлены в стихотворении? (бедные, но честные, богатые, но нечестные).Как называется такой прием? (Антитеза)

1 группа:

Вопрос

Бедняк

Богач

Социальное положение

 «Мы хлеб едим и воду пьем,

 Мы укрываемся тряпьем».

 

«Одеты в шелк и вина пьют».

«… весь он в позументах».

 

Нравственная характеристика

«Кто честной бедности своей».

«Кто честным кормится трудом».

«Ум и честь

 И все такое прочее!»

 

«А между тем дурак и плут».

«Но пусть он чопорен и горд».

«Награды, лесть

И прочее».

«Вот этот шут - природный лорд».


Вывод: жизнь бедняка сурова, полна лишений и горя, однако если выбирать между честной бедностью и подлым богатством, Роберт Бернс на стороне бедняков.

2 группа:

Подберите из текста эпитеты к следующим образам:

Раб (бедняк) - ________________________________________________________

Лорд (богач) - ________________________________________________________

3 группа:

Найдите в словаре слово «рефрен» (повтор строк в строфе или стихотворении), которое поможет вам в ваших поисках.

Докажите, что это стихотворение – народная песня. Используйте композицию стихотворения.

Вывод: Каждая группа


Рефлексия Обобщим полученные знания.

1. Какие из этих пословиц применимы к герою стихотворения? Выберите одну пословицу и раскройте ее смысл
"Где честь, там и правда", "Правда любого врага одолеет", "Доброе имя дороже богатства ", "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом "?
2.  В чём же заключается, по мнению поэта, настоящее, подлинное богатство человека? 
3. В чем для вас подлинное богатство? 


Мы возвращаемся к сосуду из слов. Ребята, что вы можете сказать о сегодняшнем уроке. Поделитесь мнением об уроке, используя слова из сосуда. также прокомментировать урок вы можете прямо на доске во вкладке «комментарии к уроку»


спасибо большое. поставьте итоговую оценку в листы для самооценивания и прошу руководителей групп собрать листы самооценки

Лист самооценки

Оцените результаты своей работы:

Фамилия, имя:

Опыт 1. Без ошибок выполнил лексический анализ слов


Опыт 2. Без ошибок дал определение понятиям


Опыт 3. Принял участие в выступлении по предложенному вопросу


Опыт 4. Правильно определил средства языка


Активно принимал участие в обсуждении результатов исследования


Всего


Поставь себе оценку за работу


Оценка учителя



Домашний опыт:

  1. Творческий эксперимент: Кто тебе ближе в этом стихотворении: бедняк, богач или лирический герой? Нарисуй иллюстрации, отражающие это.


  1. Выучить стихотворение «Честная бедность»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!