Пояснительная записка
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие | 2 |
| Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. | 4 |
2 | Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода | 14 |
3 | Евангельское нравственное учение | 11 |
4 | Священное писание Нового завета. Апостол | 3 |
| Итого: | 34 |
| | |
Содержание
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие (2ч)
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.
Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.(4ч)
Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.
Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода(14ч)
Первый год общественного служения Иисуса Христа. Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.
Евангельское нравственное учение(11ч)
Соотношение Ветхого и Нового Завета. Соотношение Ветхого и Нового Завета. Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение. Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее). Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере). Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах). Притча о немилосердном должнике (о прощении обид). Притчи об ответственности человека (притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир). Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина).
Священное писание Нового завета. Апостол(3ч)
О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол». Книга деяний святых апостолов. Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/уметь:
термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
(Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служение)
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
(Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую.)
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
(Соотношение Ветхого и Нового Завета. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Евангельские притчи и их значение. Состав книги « Апостол».)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 | | | Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие | |
2 | | | Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа. | |
3 | | | Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. | |
4 | | | Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя | |
5 | | | Благовестие Иосифу. Рождество Христово. | |
6 | | | Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. | |
7 | | | Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода Первый год общественного служения Иисуса Христа. | |
8 | | | Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. | |
9 | | | Второй год общественного служения Иисуса Христа. | |
10 | | | Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. | |
11 | | | Третий год общественного служения Иисуса Христа | |
12 | | | Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. | |
13 | | | Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку) | |
14 | | | Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. | |
15 | | | Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. | |
16 | | | Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. | |
17 | | | Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. | |
18 | | | Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. | |
19 | | | Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. | |
20 | | | Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве. | |
21-22 | | | Евангельское нравственное учение Соотношение Ветхого и Нового Завета | |
23 | | | Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. | |
24 | | | Нагорная проповедь. Молитва Господня. | |
25 | | | Евангельские притчи и их значение. | |
26 | | | Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее) | |
27 | | | Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере) | |
28 | | | Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах) | |
29 | | | Притча о немилосердном должнике ( о прощении обид) | |
30 | | | Притчи об ответственности человека( притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир) | |
31 | | | Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина) | |
32 | | | Священное писание Нового завета. Апостол О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол» | |
33 | | | Книга деяний святых апостолов | |
34 | | | Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов. | |
| | | | |
Учебно- методическое обеспечение
Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
Библия.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
Детская библия.
Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.
Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999