СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение православной культуры в современной школе

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение православной культуры в современной школе

пояснительная записка.

Просмотр содержимого документа
«Изучение православной культуры в современной школе»

Пояснительная записка

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.




















































Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие

2


Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.

4

2

Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода


14

3

Евангельское нравственное учение


11

4

Священное писание Нового завета. Апостол


3


Итого:

34






























Содержание


Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие (2ч)


Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.

Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.(4ч)

Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.


Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода(14ч)


Первый год общественного служения Иисуса Христа. Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.


Евангельское нравственное учение(11ч)


Соотношение Ветхого и Нового Завета. Соотношение Ветхого и Нового Завета. Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение. Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее). Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере). Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах). Притча о немилосердном должнике (о прощении обид). Притчи об ответственности человека (притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир). Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина).


Священное писание Нового завета. Апостол(3ч)


О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол». Книга деяний святых апостолов. Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.













Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/уметь:

термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

(Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служение)


сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

(Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую.)

объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

(Соотношение Ветхого и Нового Завета. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Евангельские притчи и их значение. Состав книги « Апостол».)

































Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема

Примечание

план

факт

1



Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие


Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие


2



Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.


3



Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.


Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете.


4



Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя


5



Благовестие Иосифу. Рождество Христово.


6



Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.



7



Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Первый год общественного служения Иисуса Христа.



8



Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге.


9



Второй год общественного служения Иисуса Христа.


10



Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами.


11



Третий год общественного служения Иисуса Христа


12



Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей.


13



Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку)


14



Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим.



15



Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды.


16



Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе.


17



Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине.


18



Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне.


19



Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви.


20



Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.


21-22



Евангельское нравственное учение

Соотношение Ветхого и Нового Завета


23



Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего.


24



Нагорная проповедь. Молитва Господня.


25



Евангельские притчи и их значение.


26



Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее)


27



Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере)


28



Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах)


29



Притча о немилосердном должнике ( о прощении обид)


30



Притчи об ответственности человека( притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир)


31



Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина)


32



Священное писание Нового завета. Апостол

О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол».

Состав книги « Апостол»



33



Книга деяний святых апостолов


34



Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.












Учебно- методическое обеспечение


  1. Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.

  2. Библия.

  3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.

  4. Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.

  5. Детская библия.

  6. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.

  7. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.

  8. Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.

  9. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.

  10. Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.

  11. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.

  12. Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.

  13. Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!