III. Самоопределение к деятельности. | Сегодня у нас необычный урок, На нём подведём мы работы итог. Сегодня ждут нас старые друзья, Побываем у них вместе – вы и я! А что за старые друзья вы, я надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них. Применяем мы всё это Вместо имени предмета, Нам на всё оно укажет, Но ничьих имён не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него как не крутись, В речи нам не обойтись! - Ребята, вы узнали, о чём идёт речь? - Верно, это наши друзья местоимения. - Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд! - Итак, тема нашего урока сегодня «Повторение по теме «Местоимение». (Слайд № 2) - С помощью слов-помощников расскажите мне, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Слайд № 3 ) - Я повторю, что такое местоимение (определение)… - Я повторю, что местоимение имеет лицо и число. - Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное… - А я повторю, как пишется местоимение с предлогами… - Хорошо, ребята, много оказывается нам с вами надо повторить и вспомнить о местоимении. - А как вы продолжите предложение «Мне пригодится…»? Для чего нам в обычной жизни нужны местоимения? - Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся. - Идём дальше. - Открываем тетради, запишите число и классная работа. - Прежде чем мы начнём выполнять различные задания от местоимений, кто мне скажет, а что такое местоимение? - Правильно, ребята. - Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов. За каждое выполненное правильно задание вы получаете балл. - И продолжим мы урок, Несомненно, с этих строк. Вы на строчки посмотрите- Что заметили - скажите? - Прочитайте, что же здесь написано? (Дети читают, что написано на Слайд 4) Семья, тыква, телефон, ворона, выбор, мыло. - Так что же вы заметили? Докажите. Я предлагаю вам найти местоимения в словах и записать себе в тетрадь. Проверка (Слайд5) На какие две группы можно разделить местоимения. Запишите эти местоимения по числам. Проверка и оценка (Слайд6) - Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить. А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание? - Что записано на слайде? - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. М...тро, м...роз, м...талл, меб...ль, м...л...ко, м...рковь. (Дети работают в тетради. Взаимопроверка (Слайд 8) и взаимооценка) - Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения… 1 ряд –подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОН; 2 ряд- подчеркните местоимения, которые можно заменить местоимением ОНА; (Проверьте, ребята правильность выполнения задания. ) 3. ДОМИКИ - Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают. - Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения. (Слайд №9) | 1 лицо | 2лицо | 3 лиц | ед.ч. | | | | мн.ч. | | | | Я, он, мне, вы, они, ты, вас, она, мы, оно, тобой, к нему. (Дальше дети обмениваются своими «домиками» между парами и идёт проверка по слайду №10. ) - Что мы с вами повторили выполняя это задание? Скажите, а что вы знаете о местоимениях 3-лица -Молодцы верно. Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор Ожегов объясняет: «РЕДАКТОР – человек, который редактирует что-нибудь. Специалист по редактированию. А редактирование – это проверять и исправлять текст при подготовке к печати.» Вот текст, который надо отредактировать. (Слайд №11) Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями. Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это. - Запишите. Работаем. (Дети работают над текстом.) - Сами проверьте правильность написания текста. (Слайд № 12) (Учитель выводит текст на экран, по которому дети сами себя проверяют.) - Оцените себя. - Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получились такие красивые и правильные предложения. | - Это местоимения! - Я повторю, что такое местоимение (определение)… - Я повторю, что местоимение имеет лицо и число. - Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное… - А я повторю, как пишется местоимение с предлогами… - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту. - Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной. - Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Повторили, какое местоимение к какому лицу и числу относится. - Изменяются по числам. - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н». - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать. |
VI. Рефлексия: | - Итак, ребята. Давайте вспомним, какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Что же мы с вами повторили, вспомнили сегодня на уроке о местоимениях? - Хорошо. А ещё? - Для чего это нужно нам? - А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок. По критерию отметки за урок поставьте себе отметку за урок. Проверка баллов у учащихся. - Встаньте те, кто получил за урок от 15 до 17 баллов? - Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. - А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 12 до 14баллов? - Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь. - Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок 11 и ниже баллов. - Тоже не плохо. Сегодня на уроке я … Мне было интересно … Теперь я могу …. Я понял, что … Я выполнил задания … - Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты. | - повторение по теме «Местоимение». - Что же мы с вами повторили, вспомнили сегодня на уроке о местоимениях? - Повторили части речи. Смогли выделить среди других частей речи местоимения. - Повторили умение заменять имена существительные местоимениями. - Повторили правильное написание местоимений с предлогами. И изменение местоимений в нужную падежную форму по смыслу предложения. - В жизни эти знания нам пригодятся. |