СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы: условия продуктивного взаимодействия учителя-дефектолога и обучающегося с ТМНР по освоению предметного мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы  продуктивного взаимодействия учителя-дефектолога и  обучающегося с ТМНР по освоению предметного мира

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: условия продуктивного взаимодействия учителя-дефектолога и обучающегося с ТМНР по освоению предметного мира»

Из опыта работы: условия продуктивного взаимодействия учителя-дефектолога и обучающегося с ТМНР по освоению предметного мира

Успешное взаимодействие специалиста и обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития определяет необходимые условия продуктивного взаимодействия (организованное особым образом обязательное выполнение определённого комплекса взаимосвязанных мероприятий):

- включение родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс обеспечивает более успешное освоение предметного мира обучающимся с ТМНР, развитие его жизненных компетенций через продолжение дома начатой в школе работы и наоборот. Это оказывает положительное воздействие на обучающегося с ТМНР, он меньше эмоционально реагирует на неудачи и более активно взаимодействует со специалистом;

- организация режима дня ребенка, ритмизация любой его деятельности как режимной (кормление, сон и т.п.), так и игровой. Формирование произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами, встроенных в повседневный ритм жизни обучающегося с ТМНР;

- систематичность проведения занятий в школе и дома способствует постепенному освоению действий с предметами: от совместных действий со взрослыми (специалистом, родителями) к самостоятельным действиям обучающегося с ТМНР;

Подбор «рабочей позы» - нахождение физиологически правильной, удобной позы, которая зависит от особенностей развития и позволяет обучающемуся с ТМНР быть активным, сосредотачиваться на выполнение предлагаемых заданий;

- мотивация, от которой во многом зависит эффективность овладения предметными действиями.

Чтобы обучающийся с ТМНР захотел выполнять действия, я создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: удивляю, создаю проблемную ситуацию, использую рифмованное начало занятия, элементы театрализации, погружение в урок, в конце урока даю загадку, чтобы заинтересовать обучающегося на следующее занятие, элементы соревнования (кто быстрее, кто лучше);

- использование визуализированной системы поощрения обучающегося с ТМНР (пищевое подкрепление, «живая» пятёрка, киндер - сюрпризы и т.п.). Положительная оценка достижений обучающегося с ТМНР на занятии является для него важным стимулом развития предметной деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации;

- активное привлечение внимания обучающегося с ТМНР к выполнению действий с предметами, которое удаётся достичь при условии, что в момент выполнения действия взгляд обучающегося с ТМНР будет направлен на свои руки. Для этого использую следующие приёмы: надеваю ему яркие браслет, тесьму или использую наклейку;

- эмоциональный фон совместной деятельности как компонент социального взаимодействия с обучающимся и определение свойственной стереотипной манеры поведения (навязчивой привязанности к специфическим и нефункциональным действиям и ритуалам) и подключение к ней. Использую музыкальное сопровождение, которое усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает к нему интерес;

- экспрессия специалиста способствует привлечению внимания ребёнка к специалисту. Обучающийся с ТМНР всегда обратит внимание на неожиданные действия взрослого, если они будут для него яркими, необычными. Необычность моего образа (надеваю яркий красный нос из поролона, повязываю яркий платок на голову, провожу занятие, как за столом, так и на полу) помогает поддерживать интерес к занятию. Если обучающийся с ТМНР не обращает внимания, у него отмечается полевое поведение, прибегаю к созданию дискомфорта для обучающегося: подкладываю ему под рубашку мячики, мягкие игрушки, щекочу. Таким образом, обеспечиваю выход из полевого поведения и привлечение внимания;

- опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) с использованием предметов для одновременного воздействия на несколько анализаторов, позволяющих обучающемуся с ТМНР получить комплексное впечатление (зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое);

- опора на разные виды деятельности, сменяемость видов деятельности. Применение полученных навыков на большом количестве различных материалов и в разнообразной обстановке обеспечивает обучающемуся с ТМНР отдых, предотвращает появление усталости, пресыщения и истощаемости;

- соблюдение двигательного режима. Включение в структуру занятия различных упражнений (разминок-физкультминуток) на удержание равновесия, общую и тонкую моторику, развитие мышечного тонуса, релаксационных упражнений с музыкальным сопровождением, способствующих предупреждению утомления, содействию развитию двигательных функций и повышению работоспособности обучающегося с ТМНР;

- вариативность наглядного и дидактического материала. Использование деревянных, пластмассовых, металлических, тканевых и других игрушек; объёмных и плоскостных предметов; различных видов изображений предметов (фотографий, картинок, стилизованных изображений, контурных, точечных и т. п.); картинок разного размера;

- рефлексия. Проговаривание освоенного действия, эмоциональное общение и поддержание положительного отклика от занятия, совместная уборка рабочего места. Предлагаю вспомнить (ориентируясь на опору) что было на занятии, помогаю проанализировать собственную деятельность и оценить конечный результат работы. (Примерный перечень вопросов: «Что ты делал на занятии? Давай вспомним всё по порядку», «Какое задание было самым интересным?», «Что тебе не понравилось?»). Обучающийся с ТМНР учится давать оценку собственной деятельности на занятии.

Данный комплекс взаимосвязанных мероприятий позволяет достигать высоких результатов по освоению предметного мира обучающимися с ТМНР.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!