СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый проект "Здоровый сон и сновидения"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговый проект "Здоровый сон и сновидения"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»




Итоговый проект:

" Здоровый сон и сновидения"



Выполнил:

Слаткевичус Владислав,

ученик 9 класса


Руководитель:

Кочнева Анастасия Андреевна,

учитель физической культуры











г. Ухта

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка ………..………………………………………….…3-4

2."Что такое сон" ………..………………………………..……………..………..5

3.Структура сна………..……………………………………………….………....6

4.Параметры здорового сна ………..………………………………………….7-8

5.Сновидения и их толкование………..………………………….…...……...9-10

6.Анкетирование…… ………..…………………………….………………..11-13

7. Самонаблюдение …………………………..……………………….…….14-15

8. Заключение………………..………………………………………….........…16

8.Список используемой литературы………..…………..………………...…...17

9. Приложения……..………………………………………………………...18-23





















1. Пояснительная записка

Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. Мои друзья рассказывают о своих снах: Одни говорят, что спят мало и приходят в школу с плохим настроением, другие, что спят достаточно и чувствуют себя бодрыми и активными. Так каким должен быть наш сон и откуда возникают сны, которые мы видим?

Гипотеза: хороший сон и приятные сновидения положительно влияют на здоровье ребенка, его настроение и успеваемость.

Цель исследования: изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка.

Объект исследования: структура и параметры сна.

Предмет исследования: сон и сновидения моих одноклассников.



Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Узнать о значении сна в жизни человека.

  • Определить параметры здорового сна.

  • Изучить природу сна и сновидений.

  • Составить рекомендации для одноклассников.

  • Методы исследования:

  • Изучение и обобщение

  • Анкетирование

  • Анализ































2.1. Что такое сон

Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой. Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни. Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещённости (день/ночь).

Функции сна:

1. Сон способствует активному росту молодого организма;

2. Обеспечивает отдых организма;

3. Организм запасается энергией;

4. Сон восстанавливает функции нервной системы; способствует переработке и хранению информации;

5. Восстанавливает иммунитет; происходит самоочищение организма от продуктов обмена; восстановление работы мозга, отдых.

Таким образом, сон — жизненная необходимость. Главная его роль — отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.









3. Структура сна

Сон – это циклическое явление, составляющее около 7-8 часов в сутки, в течение которого проходит 4-5 циклов. Каждый цикл составляет две фазы: медленного (около 75%) и быстрого (около 25%) сна.

Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.

Фаза медленного сна делится на четыре стадии:

Первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;

Вторая – неглубокий сон, 20 минут;

Третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут. Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится 10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга. Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.





4. Параметры здорового сна

Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.

Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?

Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.

Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать: до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;

от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;

с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;

с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справится со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия. Не высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии.





































5. Сновидения и их толкование

Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их.

Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.

Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.

В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.

Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.

Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.

Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:

— Остатки событий прошедшего дня;

— Эмоции и чувства будущего события;

— Переживания человека;

— Восприятие отношений с людьми;

— Желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.

Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так. Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.

6. Анкетирование

На следующем этапе работы я провел анкетирование, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.

Учащимся была предложена анкета

1. Во сколько ты ложишься спать?( 21.00;22.00;23.00;Позже)

2. Как часто ты видишь сновидения? (Всегда/Часто/Редко/Вообще не вижу)

3. Какие сны тебе снятся? (Яркие, цветные/Черно-белые/Черно-белые и цветные)…

4. Запоминаешь ли ты свои сновидения? (Да/Нет/Иногда)

5. Можешь ли ты описать свой последний сон? (Да/Нет)















6.1. Результаты анкетирования

В анкетирование приняло участие 20 человек.

1. Во сколько ты ложишься спать? ( 21.00; 22.00; 23.00; Позже)

1.1) 21.00-14%

1.2) 22.00-20%

1.3)23.00-45%

1.4) Позже-21%

2. Как часто ты видишь сновидения?

2.1) Всегда — 2%

2.2) Часто — 8%

2.3) Редко — 7%

2.4) Вообще не вижу — 3%

3. Какие сны тебя снятся?

3.1) Яркие, цветные — 16%

3.2) Черно-белые — 0

3.3) Черно-белые и цветные — 4%

4. Запоминаешь ли ты свои сновидения?

4.1) Да — 14%

4.2) Нет — 2%

4.3) Иногда — 4%

5. Можешь ли ты описать свой последний сон?

5.1) Да — 10%

5.2) Нет — 10%

Вывод: проведя анкетирование можно сказать, что практически все видят и запоминают свои сны, Большинство моих одноклассников ложатся спать поздно из-за этого не высыпаются, опаздывают на уроки, чувствуют себя усталыми, злыми. Таким образом, из проведённого анкетирования можно сделать вывод, активность детей в течение дня, род занятий, их эмоции и переживания влияют на процесс сна и отражаются в их сновидениях.

Если правильно организовать свой сон, то нам будут сниться добрые, приятные и сказочные сны. А это принесет нам положительные эмоции и хорошее настроение. Качество сна и наши сновидения отражаются на нашем самочувствии.



























7. Самонаблюдение

Изучив правила хорошего сна, я решил убедиться, что они действительно работают, т.к. если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрым. Я провел такой эксперимент. В течение рабочей недели я записывал свои наблюдения.

1 день.

Лег спать 22:30. Перед сном играл в видеоигры 1. 30 минут. Комнату не проветривал, не принял душ. Подъём в 6:30. Утром чувствовал себя неважно, хотелось спать. На уроках был невнимателен. Время сна 8 часов.



2 день.

Лег спать в 23:00. Перед сном доделывал уроки. Попил чай. Комнату проветрил, но душ не принял. Очень хотелось спать, уснул быстро. Проснулся в 6:40 и долго не хотел вставать. В школе был раздражителен, на уроках допускал ошибки. Время сна 7 часов 40 минут.



3 день.

Лег спать в 22:30. С 19.00 до 20.30 был в зале. Комнату не проветривал, перед сном поел. С полным животом лёг, чувствовал себя не очень, уснул не сразу. Проснулся в 6:30. Время сна 7 часов 30 минут. Утром не хотелось вставать. В школе был рассеянным и все время хотелось спать.

Я решил изменить режим дня и сделать все согласно правилам здорового сна.

4 день.

Лег спать в 22:00. Перед сном поиграл с братом в Уно. Принял душ, комнату проветривал, выпил стакан тёплой воды. Но уснул не быстро, долго ворочался. Проснулся в 6:30 сам. Время сна 9 часов. Я все равно не выспался, т.к. не привык рано ложиться спать.

5 день.

Лег спать в 22:00. Перед сном прогулялся. Принял душ, комнату проветривал, выпил стакан тёплой воды. Уснул быстро, встал 6:30. Чувствовал себя бодрым с хорошим настроением пошёл в школу.



Исследование показало, что:

1 недели для восстановление моего организма было мало, он не успел перестроиться поэтому я соблюдал правило хорошего сна в течении 2 недель. Мой организм привык ложиться спать в 22:00, выполняешь все правила здорового сна, засыпать быстро, а утром просыпаться с хорошим настроением и не опаздывать в школу.

Если ложиться спать поздно (после 22:00), перед сном посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры, не проветривать комнату, то утром плохое самочувствие, хочется спать, и в школе ты невнимателен.





















8.Заключение

В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование. В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Сон является наиболее важной частью нашей жизни и я в этом убедился на личном примере. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, восстановления работоспособности. Моя гипотеза верна. Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно.

























9. Список используемой литературы

1. Статья: "20 правил для хорошего сна. Или как улучшить сон без лекарств" - https://dzen.ru/a/Xq_zNEZwdXwS_lOu

2. Петер Шпорк "Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удаётся".

3. Шон Стивенсон "Здоровый сон. 21 шаг на пути к хорошему самочувствию"

4. Статья: "Чем опасен недостаток сна?" https://foodandhealth.ru/info/chem-opasen-nedostatok-sna/

5. Статья: "Сон — что это такое и почему нам снятся сны"

https://lifemotivation.online/razvitielichnosti/samorazvitie/chto-takoe-son#i





















Приложение 1

Анкета

1. Во сколько ложишься спать?(21.00; 22.00; 23.00; Позже.)

2. Как часто ты видишь сновидения? (Всегда/Часто/Редко/Вообще не вижу)

3. Какие сны тебе снятся? (Яркие, цветные/Черно-белые/Черно-белые и цветные)…

4. Запоминаешь ли ты свои сновидения? (Да/Нет/Иногда)

5. Можешь ли ты описать свой последний сон? (Да/Нет)



















Приложение 2

















Приложение 2























Приложение 3























Приложение 4























Приложение 5



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!