СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технология на урках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проводится исследование применение технологий стимулирования учащихся к формированию ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технология на урках физической культуры»

Г.Л. Копнева

Инновационные технологии физического воспитания

В статье проводится исследование применения технологий стимулирования учащихся к формированию ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни МБОУ гимназии 8.



Ключевые слова: Ценностное отношение, здоровье, стимулирование, здоровый образ жизни.

G.L. Kopneva

Innovative technologies of physical education

The article investigates the use of technologies to stimulate students to form a value attitude to health and a healthy lifestyle of MBOU gymnasium 8.

Keywords: Value attitude, health, stimulation, healthy lifestyle.

В последнее время к формированию ценностного отношения подростков к здоровью ищут эффективные пути педагоги, работающие с детьми дошкольного, младшего, старшего школьного возраста, а также ученые. В Российской Федерации наблюдается ухудшение качества жизни и здоровья на фоне изменившихся социально-экономических и экологических условий, в следствии чего, повсеместно увеличивается число случаев дисгармоничного физического развития детей и подростков. Возрастает дефицит массы тела, ухудшается физическая подготовка, ухудшается иммунная и сердечнососудистая система. В настоящее время, согласно требованиям ФГОС основного общего образования, у обучающихся в результате освоения основной образовательной программы (ООП) должна быть сформирована способность к саморазвитию, способность к организации учебного сотрудничества со сверстниками, в том числе и в результате занятий физической культурой, формирование ценности здорового образа жизни.

Однако процесс ценностного стимулирования отношения подростков к здоровью посредством уроков физической культуры в школах не достаточно распространен, поскольку требует от педагога дополнительных затрат времени и усилий. В связи с этим совершенствование школьного физического воспитания является одним из перспективных направлений улучшения состояния здоровья и повышения двигательной активности детей.

Цель статьи поиск методов инновационных методик педагогического стимулирования ценностного отношения подростков к здоровью.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа по эффективности методик проходила на базе МБОУ гимназии 8 г. Хабаровска с сентября 2022 по март 2023 гг. с участием 50 мальчиков и девочек двух классов. Включала в себя несколько этапов. Оценить состояние здоровья учащихся по анализу медицинских карт. Был выявлен большой процент заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем, а также органов зрения и обмена веществ. У 58 % школьников отмечены нарушения осанки и деформация стопы. Определив уровень развития физических качеств, использовав педагогические тесты (входная диагностика на начало учебного года): прыжки в длину с места, см; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки и мальчики, колич. раз); поднимание туловища из положения лежа за 1 мин (колич. раз); челночный бег 3х10 м, с.; метание мяча, м.; прыжки через скакалку за 30 с. (колич. раз), было установлено, что большинство обследованных детей не укладываются в нормативные требования для своего возраста. Используя тест Рокича, было изучено ценностное отношение учащихся к здоровью. Установлено, что 20 % учеников понимают значимость и проявляют интерес к своему здоровью путем посещения спортивных секций и кружков; 25% учащихся скептически относятся к значимости здоровья, но при этом уделяют внимание только физкультурной деятельности, считая, что здоровье от природы, а при необходимости помогут врачи; 45 % школьников ценят здоровье как физический компонент, т.е. в своей неформальной среде; 10 % учащихся не проявляют интереса к своему здоровью, могут заняться спортом и физической активностью под влиянием других окружающих.

На ориентировочном этапе требовалось убедить в необходимости и возможности поддержания своего здоровья; повысить значимость и необходимость в сохранении его, а также помочь неуверенным и пассивным школьникам получать желаемые результаты в ходе заботы о здоровье, научить принимать самостоятельные решения в выполнении любого вида физической деятельности, и в обеспечении здоровья.

На организационном этапе в процессе обучения, использовались стимулы доверия, значимости вида физкультурной деятельности, жизненно-практической значимости, общественное мнение, положительный пример, перспектива. В качестве лидирующего стимула выступал стимул преодоления ряда нарушений развития физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, нарушение осанки. Существенное значение в процессе стимулирования ценностного отношения к здоровью подростков имеет вовлечение его в процесс учебной деятельности на уроках физического воспитания. Внедрение в практику индивидуально-дифференцированных заданий (ИДЗ), дневников наблюдения (ДН) физического развития учащихся.

Анализ методической литературы показал, что использование ИДЗ и ДН школьника могут рассматриваться как инструмент для обсуждения результатов обучения, личностного и физического развития школьников среди сверстников, родителей, педагогов; подготовка к целеполаганию будущего профиля; показатель собственных изменений в физическом развитии; сравнительная характеристика по установлению связи новых и предыдущих знаний и т.д.

Существенное значение в процессе стимулирования ценностного отношения школьников к здоровью имеет образовательный процесс, взаимодействие ученика и учителя на уроке. Внедрение в практику ИДЗ и ДН в для учащихся позволило создавать педагогам стимулирующие ситуации, а обучающимся – проанализировать свои возможности и выстроить индивидуальный план поддержания своего здоровья и уровень физического развития в области физической культуры не столько как сбор достижений, а проводить самостоятельный анализ в сфере становления физической культуры личности.

Именно на уроках педагог создает ситуации критической самооценки и стимульные ситуации раскрытия значимости здоровья, физической культуры. Для того чтобы выполнить свою побуждающую функцию, содержание урока физической культуры тесно связано с предыдущим опытом обучающегося, который можно проследить в ДН школьника.

Данная стимулирующая технология может использоваться как на уроках физической культуры, так и в различных видах физической активности: подвижных играх, индивидуальных тренировках и т.д., но в любом случае она должна быть совместной формой работы педагога и школьника.

В результате реализации данной технологии: обучающиеся с низким ценностным отношением к своему здоровью повысили интерес к своему физическому здоровью. Создались условия для индивидуализации обучения по предмету для часто болеющих детей. Сформировались потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, в ЗОЖ. Оценивание учебных достижений с учетом их реальных возможностей и способностей. Таким образом, в ходе работы были получены следующие результаты: 36 % учеников понимают значимость и проявляют интерес к своему здоровью путем посещения спортивных секций и кружков; 19 % учащихся скептически относятся к значимости здоровья, но при этом уделяют внимание только физкультурной деятельности, считая, что здоровье от природы, а при необходимости помогут врачи; 41 % школьников ценят здоровье как физический компонент, т.е. в своей неформальной среде; 4 % учащихся не проявляют интереса к своему здоровью, но могут заняться спортом и физической активностью под влиянием других окружающих.

Вывод. Индивидуально-дифференцированные задания и дневник наблюдения школьника по физической культуре является одной из форм современных технологий организации самостоятельной работы обучающихся, и также для часто болеющих детей, которая позволяет индивидуализировать процесс обучения, сформировать навык самоконтроля и рефлексии и тем самым повысить результативность стимулирования ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью и повысит значимость здорового образа жизни.

Библиографические ссылки

  1. Абрамов Э.Н. Портфолио индивидуальных достижений обучающихся по физической культуре / Э.Н. Абрамов //Физическая культура в школе.- 2010. - №6 – С.2-6.

  2. Биттер Н.В. Стимулирование направленности девиантных подростков на здоровый образ жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В. Биттер. – 2005 – 24с.

  3. Ирхин В.Н. Идеи концепции педагогического стимулирования в подготовке студентов к работе с подростками //Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт / В.Н. Ирхин – М., 1993 – С.108-111.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!