СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая деятельность на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику.

Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность на уроках в начальной школе»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ключинская А.В., МБОУ «СОШ №51»

В начальной школе на уроках широко используются игры. Игра - тоже деятельность, но по отношению к образовательному процессу деятельность весьма специфическая. Игра определяет­ся как непродуктивная деятельность, мотив которой заключа­ется не в ее результатах, а в самом процессе.

Учебные результаты игры (знания, умения) выступают по­бочным продуктом игровой деятельности и целиком зависят от заложенного в нее учебного содержания. Учебная цель здесь определяется и удерживается исключительно учителем. Цель школьника совсем не учебная, эта цель - выиграть, победить соперника или имитировать кого-то, побывать в роли артиста.

Тем не менее, игра занимает заметное место в образователь­ном процессе начальной школы. Причина этого в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована, и учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельности, по­средством которой и формируются необходимые знания, спосо­бы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка. В курсе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой познаватель­ная или сюжетно-ролевая игра рекомендуется в качестве обяза­тельной структурной части урока.

Однако дидактическую ценность игры не следует преувели­чивать. Обращаясь к игре, учитель должен помнить высказыва­ние К. Д. Ушинского по этому вопросу: «Учить играя можно только самых маленьких детей, до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон».

Игровая деятельность имеет ту же структуру, что и деятель­ность учебная: игровая цель и мотив (сыграть ту или иную роль, выиграть приз, победить) - игровые действия (имитация той или иной деятельности взрослого человека, повадок животного или ответы на вопросы ведущего игры) - результат (похвала учите­ля, приз). Игрой школьников в образовательном процессе управляет учитель. Цель учителя - формирование и развитие тех или иных знаний, умений, отношений.

Игра осуществляется по правилам (предписаниям), с помо­щью которых регулируется ход игры.

Игры подразделяются:

  • по количественному составу: индивидуальные, групповые; коллективные.,

  • по длительности проведения - игры-миниатюры (3-5 мин), игры-эпизоды (5-10 мин), игры-занятия (30-35 мин);

  • по сложности - элементарные игры, которые состоят из по­вторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр;

  • по используемому материалу - предметные, настольно-печатные и словесные;

  • по характеру и форме проведения - подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строитель­ные, игры-развлечения;

  • по способу проведения - компьютерные игры, имитационно-моделирующие, интеллектуальные и др.

Игры, применяемые в процессе изучения окружающего мира, можно упорядочить по дидактическом нагрузке.

  • игры, способствующие формированию умения классификации;

  • игры, цель которых - проверка правильности сформирован­ных представлений;

  • игры, направленные на выявление природных связей, сущно­сти явлений;

  • игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой.


Игры различаются по форме проведения: игры- путешествия, конкурс-аукцион, игры-инсценировки, конструктивные игры, подвижные игры, игры на природе, компьютерные дидактические игры.

В технологии учебного процесса на основе игры выделяется четыре этапа:

  1. Ориентация. Учитель называет изучаемую тему, ставит дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые используются в игре, дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры. (Правила игры - это пред­писания, устанавливающие логический порядок игры; через правила учитель доводит до детей свои педагогические требова­ния, регулирует ход игры.)

  2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, основываясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых дей­ствиях и процедурах, правилах подсчета очков. Идет распреде­ление ролей между участниками игры, проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

  3. Проведение игры. Учитель организует проведение самой иг­ры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя затруднения.

  4. Обсуждение игры (итог). Учитель дает обзорную харак­теристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности.

Педагог побуждает детей к рефлексии - анализу собственных действий, поступков, мотивов, учит соотносить их с общечело­веческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставле­нию имитации с соответствующими явлениями реального мира.

Эффективность использования дидактических игр на уроке зависит отряда дидактических условий:

  1. от соответствия игры дидактическим целям урока. Содер­жание дидактических игр должно прежде всего отражать учеб­ный материал урока;

  2. от разнообразия игр по содержанию и формам проведе­ния. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использо­вания игр, учитывая:

  • уровень познавательной деятельности (от репродуктивного поиска аналогов - к переносу знаний и способов деятельности в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностиче­скому поиску, связанному с созданием принципиально нового благодаря обращению к фантазии или простейшему экспери­ментальному исследованию);

  • уровень коллективности (от индивидуальных игр - к груп­повым и коллективным);

- характер организации (от организации игры учителем до самоорганизации);

3)от определения места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения;

  1. от активной творческой позиции каждого участника игры. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности;

  2. от доступности и привлекательности игры для детей. Ус­ловия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель - привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа;

  3. от эмоциональности игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зави­сеть от содержания игры.


Многие игры включают в себя отгадывание загадок, ребусов, решение кроссвордов, викторину.

При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Через игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. Формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность. Развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие информации.

Сухомлинскии В. А. говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познании, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем преткновения.

Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом, а не усталой ходьбой обессилившего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами».


Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 2000

  2. Минский Е.М. От игры к знаниям - М., 1982

  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС, - Волгоград, 2013

  4. Сухомлинский В.А. О воспитании - М, 1985

  5. Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности -Начальная школа, 2013, №9

  6. Эльконин Д.Б. Психология игры - М., Просвещение, 1999





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!