ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ключинская А.В., МБОУ «СОШ №51»
В начальной школе на уроках широко используются игры. Игра - тоже деятельность, но по отношению к образовательному процессу деятельность весьма специфическая. Игра определяется как непродуктивная деятельность, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Учебные результаты игры (знания, умения) выступают побочным продуктом игровой деятельности и целиком зависят от заложенного в нее учебного содержания. Учебная цель здесь определяется и удерживается исключительно учителем. Цель школьника совсем не учебная, эта цель - выиграть, победить соперника или имитировать кого-то, побывать в роли артиста.
Тем не менее, игра занимает заметное место в образовательном процессе начальной школы. Причина этого в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована, и учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельности, посредством которой и формируются необходимые знания, способы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка. В курсе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой познавательная или сюжетно-ролевая игра рекомендуется в качестве обязательной структурной части урока.
Однако дидактическую ценность игры не следует преувеличивать. Обращаясь к игре, учитель должен помнить высказывание К. Д. Ушинского по этому вопросу: «Учить играя можно только самых маленьких детей, до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон».
Игровая деятельность имеет ту же структуру, что и деятельность учебная: игровая цель и мотив (сыграть ту или иную роль, выиграть приз, победить) - игровые действия (имитация той или иной деятельности взрослого человека, повадок животного или ответы на вопросы ведущего игры) - результат (похвала учителя, приз). Игрой школьников в образовательном процессе управляет учитель. Цель учителя - формирование и развитие тех или иных знаний, умений, отношений.
Игра осуществляется по правилам (предписаниям), с помощью которых регулируется ход игры.
Игры подразделяются:
по количественному составу: индивидуальные, групповые; коллективные.,
по длительности проведения - игры-миниатюры (3-5 мин), игры-эпизоды (5-10 мин), игры-занятия (30-35 мин);
по сложности - элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр;
по используемому материалу - предметные, настольно-печатные и словесные;
по характеру и форме проведения - подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения;
по способу проведения - компьютерные игры, имитационно-моделирующие, интеллектуальные и др.
Игры, применяемые в процессе изучения окружающего мира, можно упорядочить по дидактическом нагрузке.
игры, способствующие формированию умения классификации;
игры, цель которых - проверка правильности сформированных представлений;
игры, направленные на выявление природных связей, сущности явлений;
игры, способствующие формированию умений ориентирования на местности, пользования картой.
Игры различаются по форме проведения: игры- путешествия, конкурс-аукцион, игры-инсценировки, конструктивные игры, подвижные игры, игры на природе, компьютерные дидактические игры.
В технологии учебного процесса на основе игры выделяется четыре этапа:
Ориентация. Учитель называет изучаемую тему, ставит дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые используются в игре, дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры. (Правила игры - это предписания, устанавливающие логический порядок игры; через правила учитель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры.)
Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, основываясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах, правилах подсчета очков. Идет распределение ролей между участниками игры, проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.
Проведение игры. Учитель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя затруднения.
Обсуждение игры (итог). Учитель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности.
Педагог побуждает детей к рефлексии - анализу собственных действий, поступков, мотивов, учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира.
Эффективность использования дидактических игр на уроке зависит отряда дидактических условий:
от соответствия игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно прежде всего отражать учебный материал урока;
от разнообразия игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игр, учитывая:
уровень познавательной деятельности (от репродуктивного поиска аналогов - к переносу знаний и способов деятельности в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);
уровень коллективности (от индивидуальных игр - к групповым и коллективным);
- характер организации (от организации игры учителем до самоорганизации);
3)от определения места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения;
от активной творческой позиции каждого участника игры. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности;
от доступности и привлекательности игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель - привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа;
от эмоциональности игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры.
Многие игры включают в себя отгадывание загадок, ребусов, решение кроссвордов, викторину.
При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Через игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. Формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность. Развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие информации.
Сухомлинскии В. А. говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познании, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становится для многих малышей камнем преткновения.
Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлетом, а не усталой ходьбой обессилившего путника, изнемогающего под тяжкой ношей за плечами».
Литература:
Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 2000
Минский Е.М. От игры к знаниям - М., 1982
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС, - Волгоград, 2013
Сухомлинский В.А. О воспитании - М, 1985
Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности -Начальная школа, 2013, №9
Эльконин Д.Б. Психология игры - М., Просвещение, 1999