СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД»

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных универсальных учебных действий

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

      - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

                    - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений

Цель личностных универсальных учебных действий – сформировать у учащихся:

 - внутреннюю позицию школьника;

 - личностную мотивацию учебной деятельности;

 - ориентацию на моральные нормы и их выполнение;

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие задания:

Задание «Какой я?»

Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников.

Задание « Моё мнение»

[…] Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение.

Костёр и муравьи.

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно. Вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас. Они заворачивали, кружились, и какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, которые опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там.

(По А.И.Солженицыну) [

Читая различные произведения, наблюдая и анализируя события и поступки литературных героев, учащиеся не только выражают свое отношение к тому или иному персонажу, но и размышляют над тем, как бы они поступили в данном случае, а самое главное, выделяют ту мысль произведения, которая им самим пригодиться в жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

 К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

             целеполагание;

             планирование;

             прогнозирование;

             контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

             коррекция;

             оценка;

             волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий:

             «преднамеренные ошибки»;

             поиск информации в предложенных источниках;

             взаимоконтроль;

             взаимный диктант;

             заучивание материала наизусть в классе;

             «ищу ошибки»;

             контрольный опрос на определенную проблему .

Задание «Сыщик»

Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик».

 Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается.

Несколько чисов брёл ахотник па лесу. Трава в этом лису ни расла_ и емеля шол по мяхкому, светло_ жёлтому мху, как по ковру. Изредко хру_снет какая_ нибуть ветка под ногой. Казалось_ что прошол пол_ леса, осматривая, нет ли где_ либо следа не сломал ли алень кое_ какие ветки не обьедена ли трава где_ нибудь. Начало тимнеть. Старик пачуфствовал усталость. Но вот послышился слабый визк собаки. Впереди затрищали ветки и из_ за диревьеф покозались ветвистые рога оленя.

Задание «Собери пословицы»

Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.

 

Таблица 2

1.

Глуп совсем,

тому ни с кем не ужиться.

2.

Есть что слушать,

чего в горшке не варить.

3.

Скучен день до вечера,

кто не знается ни с кем.

4.

Кто умеет беситься,

да нечего кушать.

5.

Молчанкой никого

ничему не претит.

6.

Нечего про то говорить,

когда делать нечего.

7.

Русский аппетит

не обидишь.










Аналогичное задание можно придумать и с фразеологическими оборотами. Например, даются разные фразеологизмы с каким-то ключевым словом и их значения. Надо привести фразеологизмы и значения в соответствие.

 

Таблица 3

1.

Сами с усами

расстроен, потерял душевное равновесие.

2.

Сам не свой

самостоятельно, без помощи, отдельно.

3.

Сам по себе

нисколько не хуже, не глупее других.

4.

Сам себе хозяин

невольно, непроизвольно, без каких либо усилий.

5.

Само собой

совершенно независимый, самостоятельный человек.

 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);

– на что похоже?;

– поиск лишнего;

– лабиринты;

– составление схем-опор;

– работа с разного вида таблицами;

– работа со словарями;

– диспут;

  упорядочивание;

  «цепочки»;

  хитроумные решения;

  составление и распознавание диаграмм.

Задания на развитие способности видеть проблемы

Древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Иначе можно сказать, что проблема – это затруднение, неопределённость. Способность человека видеть проблемы – интегральное свойство, в целом характеризующее его продуктивное мышление. Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для специальной работы по развитию этой способности можно подобрать упражнения и методики, которые в значительной мере помогут решать эту сложную задачу.

Задание «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».

«Третий класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дисками с новыми играми. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…» - Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, одноклассника этих ребят; вороны, живущей в «живом уголке»; воробьёв, чирикающих за окном; студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику и др.

- Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.

Задание «Что имел в виду мыслитель?»

- Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»?

Задание «Составь рассказ от имени другого».

- Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так:

Задание «Сколько значений у предмета».

- Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем».

- Понаблюдай: «Почему?..»

Задание «Увидеть в другом свете».

Развитие умений высказывать суждения, делать выводы

Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает своё развитие.

Задание «Проверь правильность утверждений».

Задание «Скажи, на что похожи…»

- Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи:

Задание «Как люди смотрят на мир».

На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предлагаю детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряю самые оригинальные, неожиданные ответы.

Когда ответов накопилось множество, попробуем подвести итог. Зададим вопрос: «Кто же был прав?» Дети быстро придут к заключению, что «правы были все, только по-своему».

Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого эксперимента: «Разные люди смотрят на мир по-разному».

Задания для развития умения конструировать гипотезы

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Любое столкновение с проблемой заставляет нас искать способы её решения – изобретать гипотезы.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом, это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто определена. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счёте прогресс в любой творческой деятельности.

Задание «А что, если…?».

- Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле.

Задания на развитие умения задавать вопросы

Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду .Из приведённых ниже понятий построй такие пары, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

Задание «Выявление причин и следствий»

Развитие умения классифицировать

Классификация придаёт нашему мышлению строгость и точность. Классификация устанавливает определённый порядок.

Задание «Классификация по разным основаниям».

- Даны предметы: яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль. Попробуйте объединить их по разным основаниям. (Возможные виды классификации: по категориям; по функции; пространственное объединение; аналитическое объединение).

Задание «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их».

Не вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попробуй аргументировать ответ.

-Автомобили: легковые, грузовые, большие, маленькие, чёрные, белые, умеющие плавать, нарисованные в книгах, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.

Задание Заполнить таблицу «Буквы ь и ъ»

Ь

для обозначения

мягких согласных

Ь

для обозначения

формы слова

Ь

разделительный

Ъ

разделительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Зимой съел бы грибок, да снег глубок. (Пословица)

2.    Стаи птиц улетают прочь за синее море. (К. Бальмонт)

3.    Тут во всю медвежью мочь заревел наш мишка. (Н. Некрасов)

4.    Льёт дождь холодный, точно лёд. Кружатся листья по полянам. (И. Бунин)

5.    Деревья весело шумели, когда вернулась к ним весна; и только ель одна меж ними была безмолвна и мрачна. (А. Плещеев)

6.    Ни зверь, ни птица, а нос как спица; летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт (Загадка)

Составь слово”.

В словах, которые я назову, запоминайте букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

1. Глухой – ф, звонкий –…

2. Предпоследняя буква в слове “ветер”.

3. Стоит за буквой Р.

4. Суффикс в слове “речной”.

5. Первая буква алфавита.

Ответ: весна.

Развиваем логику”.

 По определению назови слово:

•хрустящий, зелёный, пупырчатый;

•маленькая, пугливая, компьютерная;

•интересная, толстая, библиотечная.

Придумайте два аналогичных примера.

1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.

2. Подберите сложные антонимы, например:

Умная девочка – глупый мальчик

 Хороший друг –

Поздний вечер –

Грустная старость –

Слабый мороз –

Короткий день –

Радостная встреча –

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;

– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

– составь рассказ от имени героя;

– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда;

– отгадай, о ком говорим;

– подготовь рассказ;

– опиши устно;

– объясни.

Задание. Работа с художественным текстом

 Это задание может выполняться на уроках-практикумах при организации групповой работы.

Материал: Запись текста на доске, стихотворение А. С. Пушкина «Няне»

Перепишите текст.

Пушкин сказал о своей няне такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновней любовью, что от них сжимается горло:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. (Паустовский)

Перечитайте стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Объясните постановку знаков препинания в предложении с обращением. Сделайте вывод, как с помощью обращений можно выразить отношение к тому, к кому обращаешься. Какие ещё языковые средства (лексические, грамматические) служат средством выражения авторского отношения? Найдите их в тексте, который вы записали. Укажите в тексте Паустовского синонимы к слову «волшебный»

Один из учащихся выразительно читает текст Паустовского, предварительно подготовившись, затем проводится его анализ.

Задание «Опиши предмет»

Учащимся демонстрируется комнатный цветок орхидея. Опишите цветок, выбрав одну из тем: «Описание орхидеи» или «Удивительный цветок». Для какого стиля характерно первое название? А второе?

Задания по формированию личностных УУД на уроках русского языка.

Задание «Анализ текста». 5 класс.

Тема урока «Части речи» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.

Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.                                                                (Д. С. Лихачев)

 

Выполнить следующие задания:

1.      Озаглавить текст.

2.      Определить основную идею.

3.      Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:

А)

В)

Б)

Г)

1.      Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»

2.      Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий:

Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.

Заполните таблицу примерами из текста:

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!