СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе. Я УЧИТЕЛЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько лет назад в молодой семье механизатора и медицинского работника родилась я. Родители дали мне имя – Наталья. В детстве любимыми игрушками были белый халат, тонометр, фонендоскоп, шпатели, мензурки.  Мне очень нравилось  всех «лечить».  Но все изменилось 1 сентября 1983 года, когда я пошла в первый класс, познакомилась с родной школой и с моей первой учительницей Гориной Ниной Александровной. Теперь моими игрушками стали книжки, тетради и куклы, которых я учила. Время летело быстро и незаметно.  И вот уже 9 класс. Огромное желание работать учителем  привели меня в Зубово – Полянское педагогическое училище, где я продолжила знакомство с  духовно-нравственным и культурным наследием мордовского народа. А помогали мне в этом все те же УЧИТЕЛЯ – преподаватели. Среди них – учитель мокшанского языка Баранова Нина Александровна – тёзка моей первой учительницы! Именно она посоветовала мне после училища продолжить образование в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарёва. Следуя ее совету, поступила на заочную форму  обучения на мордовское отделение филологического факультета и устроилась работать учителем  в родную школу! Ведь, как гласит народная мудрость – где родился, там и пригодился. В школе, где я работала, родным языком считался  мордовский!  Как же было приятно слышать везде родную речь!  И всё чаще и чаще ловила себя на мысли, как был прав великий Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что «язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Мне очень нравилось работать учителем в школе и у меня всё получалось! Вскоре мне пришлось переехать в г.Темников. Так я оказалась в Темниковской средней общеобразовательной школе №1,  стала учителем мокшанского языка. Дружный коллектив школы принял меня радушно, но  появились некоторые трудности, которые не обходят стороной большую часть учителей, работающих в  школах с русским языком обучения. Практически на каждом уроке приходилось отвечать на вопросы детей о том, зачем им изучать мокшанский язык? Ведь, почти все разговаривают на русском языке?  Отвечая на вопросы своих учеников,  рассказывала о Мордовии, о том, как важно  сохранить историю,  культуру, традиции, язык своего народа, о том, что мокшанский язык красив, певуч и мелодичен... Но, увы,  мои ответы не всегда находили отклик в ребячьем сознании. Были моменты, когда просто хотелось поменять место работы…. И вот однажды, проверяя рабочие тетради своих учеников,  я  заснула! И снится мне  сон. На интерактивной доске   написано слово «УЧИТЕЛЬ». Каждая буковка в слове была заглавной, имела определенный цвет  и сверкала разноцветными огоньками… Меня разбудил звонок телефона. Но… необычный сон не давал мне покоя. Ведь завтра снова уроки мокшанского языка.  Проверив тетради и отложив их в сторонку, взяла чистый лист бумаги. На нем написала слово «УЧИТЕЛЬ» так, как было в моем сне,  и стала внимательно рассматривать каждую буковку.  И тут  я поняла, что если найду для каждой буквы правильное  слово,  то и исчерпывающий ответ на вопрос ребятишек для чего изучать мокшанский язык будет найден.  Включив статус  «в активном поиске», мне удалось подобрать правильные  слова  для каждой буквы. Итак. Первая буква «У». Значит необходимо увлечь детей. А как? Риторический вопрос. Ведь не секрет, что  даже высококвалифицированным специалистам в той или иной образовательной области  не всегда удаётся решить эту проблему. А может… Улыбнувшись, посмотрела на букву «Ч», я записала «чаще улыбаться, чувство юмора». Но я же понимала, что этого не достаточно! А если дети поймут, что это всего лишь маска, фальшь, наигранность?  И, немного подумав, напротив буквы «И» записала  «искренний, интересный».  Ведь  для того, чтобы  «глаголом жечь сердца людей», а в моем случае сердца моих учеников, необходимо самой  иметь и сердце и душу. Порой не замечаешь, как каждое твое слово, каждый жест и вздох  сканируются нашими учениками. И как ни улыбайся, ни вытирай слёзы на лице, рассказывая о нелегкой жизни древней мордвы - всё равно не поверят! Не поверят ни одному сказанному тобой слову, не станут денно и нощно учить мокшанский язык, не уверуют в значимость и величие родного языка, не станут  по крупицам собирать, хранить  бережно и передавать из поколения в поколения память  наших предков!  Что же сделать, для того, чтобы мои русскоговорящие ученики пересмотрели свое отношение к урокам мокшанского языка и самому языку? И сама же ответила на свой вопрос, записав напротив буквы  «Т» слова «творчество, труд». Ну конечно же, творчество, которое способно изменить нашу жизнь к лучшему! Значит, творческий подход способен любой урок сделать интересным и поможет изменить  отношение к  мокшанскому языку моих учеников! Но, творчество не бывает без труда и вдохновения!  И тут же на ум пришли слова моей первой учительницы, которая любила повторять, что только упорство и труд всё перетрут! Тем более, у учителя мокшанского языка для этого имеется  всё необходимое: и интерактивная доска, и Интернет и даже Википедия на мокшанском языке, но самое главное – живые носители и хранители языка – мордовский народ, танцевальные и певческие этно-коллективы, и ,конечно же, наши музеи – один из лучших в республике  школьный историко-краеведческий и Республиканский  историко-краеведческий музей имени Ф.Ф. Ушакова! Кроме того, имеются  разработанные совместно с центральной районной библиотекой  и учителем русского языка и литературы нашей школы  пешие экскурсионные маршруты по старинной части города, а также интерактивный  и  гастрономический  туры в мордовское село Лесное Цыбаево.  Здесь, в Центре национальной мокшанской культуры, можно не только погреться у жаркой  печи, но и приготовить из солода в печи вкуснейшую мордовскую позу и горячие пшённые блины!  А национальная одежда, украшения, кухонная утварь и самое главное – отличное настроение  и большое количество новых мокшанских слов, естественно, прочно войдут в словарный запас наших учеников и будут активно использоваться в речи!  Внимательно посмотрев на слово «УЧИТЕЛЬ»,  увидела, что осталось три буквы «Е», «Л» и «Ь». Если их соединить, получится название дерева, которое мордва считала тяжелым и наряду с осиной его избегала. Естественно, будет нелегко, но у меня обязательно получится! И напротив буквы «Е» записала «естественно». Внимательно посмотрев на букву «Е», с гордостью  сказала: «Моя старшая дочь Елена пошла по моим стопам и после окончания МГУ им. Н.П. Огарёва станет учителем мокшанского языка! Значит не так всё и плохо! И рядом со словом «естественно» записала «Елена». У меня остались последние две буквы «Л» и «Ь».  Недолго думая, напротив буквы «Л» я записала  любовь, а напротив «Ь» - «мягкий?»  с вопросительным знаком. Любовь… Для меня, любить своих учеников - значит любить взаимодействовать с ними, причем со всеми без исключения: разными и особенными, высокомотивированными  и с ленцой, гиперактивными  и  не очень, проявляющими интерес к мокшанскому языку и наоборот, постоянно задающие  вопрос:  «Зачем нам нужен мокшанский язык?».  И тут я поняла, что ПРОСТО работать учителем в школе - это НЕПРАВИЛЬНО. Нужно БЫТЬ им и не бояться вопросительных знаков! А чтобы быть УЧИТЕЛЕМ,  необходимо любить  не только профессию, но, самое главное -  и своих учеников!  Нужно идти вперед и  ни при каких условиях не переставать верить в то, что однажды, результаты очередного диагностического исследования на выходе приятно удивят нас высоким уровнем этнокультурной компетентности наших воспитанников!  И тогда  процесс  преподавания и изучения мокшанского языка станет Увлекательным, с  Чувством юмора,  Интересным, Творческим,  и Естественно  дети научатся Любить и ценить родной язык, такой красивый, нежный, певучий, как колыбельная, которую нам в детстве пели мамы и бабушки!  Вот потому – то, в моём сне, все буквы в слове «УЧИТЕЛЬ» были заглавные и светились разноцветными огоньками, как бы говоря: Каждый день раскрывать, каждый день окрылять, вдохновлять и лепить, свое сердце дарить и всегда рядом быть!»   

Просмотр содержимого документа
«Эссе. Я УЧИТЕЛЬ»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»


Рыскиной Натальи Петровны ,

учителя мордовского языка

МБОУ « Темниковская СОШ № 1»


Я – учитель.


Несколько лет назад в молодой семье механизатора и медицинского работника родилась я. Родители дали мне имя – Наталья. В детстве любимыми игрушками были белый халат, тонометр, фонендоскоп, шпатели, мензурки. Мне очень нравилось всех «лечить».

Но все изменилось 1 сентября 1983 года, когда я пошла в первый класс, познакомилась с родной школой и с моей первой учительницей Гориной Ниной Александровной. Теперь моими игрушками стали книжки, тетради и куклы, которых я учила. Время летело быстро и незаметно. И вот уже 9 класс. Огромное желание работать учителем привели меня в Зубово – Полянское педагогическое училище, где я продолжила знакомство с духовно-нравственным и культурным наследием мордовского народа. А помогали мне в этом все те же УЧИТЕЛЯ – преподаватели. Среди них – учитель мокшанского языка Баранова Нина Александровна – тёзка моей первой учительницы! Именно она посоветовала мне после училища продолжить образование в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарёва. Следуя ее совету, поступила на заочную форму обучения на мордовское отделение филологического факультета и устроилась работать учителем в родную школу! Ведь, как гласит народная мудрость – где родился, там и пригодился. В школе, где я работала, родным языком считался мордовский! Как же было приятно слышать везде родную речь! И всё чаще и чаще ловила себя на мысли, как был прав великий Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что «язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Мне очень нравилось работать учителем в школе и у меня всё получалось!

Вскоре мне пришлось переехать в г.Темников. Так я оказалась в Темниковской средней общеобразовательной школе №1, стала учителем мокшанского языка. Дружный коллектив школы принял меня радушно, но появились некоторые трудности, которые не обходят стороной большую часть учителей, работающих в школах с русским языком обучения. Практически на каждом уроке приходилось отвечать на вопросы детей о том, зачем им изучать мокшанский язык? Ведь, почти все разговаривают на русском языке? Отвечая на вопросы своих учеников, рассказывала о Мордовии, о том, как важно сохранить историю, культуру, традиции, язык своего народа, о том, что мокшанский язык красив, певуч и мелодичен... Но, увы, мои ответы не всегда находили отклик в ребячьем сознании. Были моменты, когда просто хотелось поменять место работы….

И вот однажды, проверяя рабочие тетради своих учеников, я заснула! И снится мне сон. На интерактивной доске написано слово «УЧИТЕЛЬ». Каждая буковка в слове была заглавной, имела определенный цвет и сверкала разноцветными огоньками…

Меня разбудил звонок телефона. Но… необычный сон не давал мне покоя. Ведь завтра снова уроки мокшанского языка. Проверив тетради и отложив их в сторонку, взяла чистый лист бумаги. На нем написала слово «УЧИТЕЛЬ» так, как было в моем сне, и стала внимательно рассматривать каждую буковку. И тут я поняла, что если найду для каждой буквы правильное слово, то и исчерпывающий ответ на вопрос ребятишек для чего изучать мокшанский язык будет найден. Включив статус «в активном поиске», мне удалось подобрать правильные слова для каждой буквы. Итак. Первая буква «У». Значит необходимо увлечь детей. А как? Риторический вопрос. Ведь не секрет, что даже высококвалифицированным специалистам в той или иной образовательной области не всегда удаётся решить эту проблему. А может… Улыбнувшись, посмотрела на букву «Ч», я записала «чаще улыбаться, чувство юмора». Но я же понимала, что этого не достаточно! А если дети поймут, что это всего лишь маска, фальшь, наигранность? И, немного подумав, напротив буквы «И» записала «искренний, интересный». Ведь для того, чтобы «глаголом жечь сердца людей», а в моем случае сердца моих учеников, необходимо самой иметь и сердце и душу. Порой не замечаешь, как каждое твое слово, каждый жест и вздох сканируются нашими учениками. И как ни улыбайся, ни вытирай слёзы на лице, рассказывая о нелегкой жизни древней мордвы - всё равно не поверят! Не поверят ни одному сказанному тобой слову, не станут денно и нощно учить мокшанский язык, не уверуют в значимость и величие родного языка, не станут по крупицам собирать, хранить бережно и передавать из поколения в поколения память наших предков!

Что же сделать, для того, чтобы мои русскоговорящие ученики пересмотрели свое отношение к урокам мокшанского языка и самому языку? И сама же ответила на свой вопрос, записав напротив буквы «Т» слова «творчество, труд». Ну конечно же, творчество, которое способно изменить нашу жизнь к лучшему! Значит, творческий подход способен любой урок сделать интересным и поможет изменить отношение к мокшанскому языку моих учеников! Но, творчество не бывает без труда и вдохновения! И тут же на ум пришли слова моей первой учительницы, которая любила повторять, что только упорство и труд всё перетрут! Тем более, у учителя мокшанского языка для этого имеется всё необходимое: и интерактивная доска, и Интернет и даже Википедия на мокшанском языке, но самое главное – живые носители и хранители языка – мордовский народ, танцевальные и певческие этно-коллективы, и ,конечно же, наши музеи – один из лучших в республике школьный историко-краеведческий и Республиканский историко-краеведческий музей имени Ф.Ф. Ушакова! Кроме того, имеются разработанные совместно с центральной районной библиотекой и учителем русского языка и литературы нашей школы пешие экскурсионные маршруты по старинной части города, а также интерактивный и гастрономический туры в мордовское село Лесное Цыбаево. Здесь, в Центре национальной мокшанской культуры, можно не только погреться у жаркой печи, но и приготовить из солода в печи вкуснейшую мордовскую позу и горячие пшённые блины! А национальная одежда, украшения, кухонная утварь и самое главное – отличное настроение и большое количество новых мокшанских слов, естественно, прочно войдут в словарный запас наших учеников и будут активно использоваться в речи!

Внимательно посмотрев на слово «УЧИТЕЛЬ», увидела, что осталось три буквы «Е», «Л» и «Ь». Если их соединить, получится название дерева, которое мордва считала тяжелым и наряду с осиной его избегала. Естественно, будет нелегко, но у меня обязательно получится! И напротив буквы «Е» записала «естественно». Внимательно посмотрев на букву «Е», с гордостью сказала: «Моя старшая дочь Елена пошла по моим стопам и после окончания МГУ им. Н.П. Огарёва станет учителем мокшанского языка! Значит не так всё и плохо! И рядом со словом «естественно» записала «Елена». У меня остались последние две буквы «Л» и «Ь». Недолго думая, напротив буквы «Л» я записала любовь, а напротив «Ь» - «мягкий?» с вопросительным знаком. Любовь… Для меня, любить своих учеников - значит любить взаимодействовать с ними, причем со всеми без исключения: разными и особенными, высокомотивированными и с ленцой, гиперактивными и не очень, проявляющими интерес к мокшанскому языку и наоборот, постоянно задающие вопрос: «Зачем нам нужен мокшанский язык?».

И тут я поняла, что просто работать учителем в школе - это неправильно. Нужно БЫТЬ им и не бояться вопросительных знаков! А чтобы быть УЧИТЕЛЕМ, необходимо любить не только профессию, но, самое главное - и своих учеников! Нужно идти вперед и ни при каких условиях не переставать верить в то, что однажды, результаты очередного диагностического исследования на выходе приятно удивят нас высоким уровнем этнокультурной компетентности наших воспитанников! И тогда процесс преподавания и изучения мокшанского языка станет Увлекательным, с Чувством юмора, Интересным, Творческим, и Естественно дети научатся Любить и ценить родной язык, такой красивый, нежный, певучий, как колыбельная, которую нам в детстве пели мамы и бабушки! Вот потому – то, в моём сне, все буквы в слове «УЧИТЕЛЬ» были заглавные и светились разноцветными огоньками, как бы говоря: Каждый день раскрывать, каждый день окрылять, вдохновлять и лепить, свое сердце дарить и всегда рядом быть!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!