СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эрудит-шоу "В мире птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эрудит-шоу "В мире птиц"»



Цель:

  • Закрепить и расширить знания учащихся о поведении, экологических группах птиц, их роли и месте в природе и жизни человека;

  • Развивать познавательный интерес к изучению природы, эрудицию, умение логически мыслить, сопоставлять и анализировать факты, делать обоснованные выводы;

  • Воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней.













































Стихотворение

Учитель. Сегодня мы проводим праздник птиц потому, что пернатые друзья человека не только украшают нашу жизнь своими веселыми песнями, но и защищают сады и леса от вредителей. Это они своим возвращением из теплых стран оповещают нам о приходе весны. А кого из нас не восхищают лебединая верность, журавлиная грация, соловьиные песни, соколиная сила!

Все мы в своей жизни часто общаемся с птицами, любим их, восхищаемся ними. А вот знаем ли мы птиц?

Сегодняшние соревнования между командами учеников 7-8 классов покажут нам глубину их знаний о пернатых нашей планеты.

Ведущий. Представление команд: каждая команда представляет название команды, а также птицу, которая является ее символом, поет о ней песню или читает стихотворение.

(оценка за конкурс 5 баллов).

Ведущий. Наш первый конкурс «Почемучка». За каждый правильный ответ команда, ответившая первой, получает один балл.

1.Почему перья пингвинов не годны для перины?

(Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки присутствуют только на стержне пера. Опахала перьев развиты слабо и перья в какой-то мере напоминают чешуйки.)

2.Жизнь хохлатых жаворонков во многом зависит от телеграфных столбов. Почему?

(Тень телеграфных столбов спасает хохлатых жаворонков от полуденных солнечных лучей. Жаворонки рассаживаются по линии тени столба и передвигаются вслед за перемещением тени.)

3.Чуть живой. Не чирикают даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

Н. Рубцов



Что является наиболее страшным для птиц: холод или голод?

(Перьевой покров и высокий уровень обмена веществ – надежная защита от холода. Но для поддержания необходимого уровня обмена веществ необходимо много пищи. Много энергии тратится и во время полета. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод.)

4.Может ли перо птицы быть индикатором чистоты атмосферного воздуха?

( Перья адсорбируют в себе различные примеси, содержащиеся в воздухе. Химический анализ пера показывает уровень загрязненности воздуха.)

5.Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

(Организм насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы пьют чаще.)

6.Какие птицы повисают на деревьях зимой кверху ногами, вниз спиной? Зачем?

(Синицы. Сверху ветки покрыты снегом, поэтому синица добывает насекомых, их яйца и личинки на нижней стороне веток.)

7.Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»?

(Верно. Птицы не имеют зубов. Функцию перетирания пищи у них выполняют зоб и мускулистый желудок.)

8.Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет…

А.Фет

Зачем воробьи принимают «Песочные ванны»?

(Купание воробьев и других птиц в «песочных ваннах» помогает им избавиться от паразитов – блох, вшей, пухоедов, клещей, которые поселяются на поверхности кожи и перьев.)

9.Зимой щеглы и синицы часто посещают заросли репейника. Почему?

(Семена репейника, богатые маслами, склевывают щеглы. Личинки насекомых, нашедшие на зиму приют между семенами корзинки, являются объектом питания синиц.)







Ведущий. А сейчас вашему вниманию представляется таинственный конкурс «Черный ящик».

(Задания распределяются между командами путем

1.В «Черном ящике» находится аналог застежки - «молнии», нашедшей применение при изготовлении одежды, обуви… Автор застежки – «молнии» американец В. Джудсон – получил с 1893 по 1905 г. пять патентов на ее изобретение. Какой природный аналог «молнии» находится в «Черном ящике»?

(Контурное перо птицы. Опахало этого пера образовано тончайшими роговыми пластинками – бородками первого порядка, расположенными по обе стороны стержня. Поверхность этих бородок несет тонкие бородки второго порядка, соединенные между собой крючками.)

2.В «Черном ящике» находятся фотографии трех видов птиц, голоса которых используются в одной из опер знаменитого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Как называется эта опера? Голоса каких птиц использовал композитор?

(«Снегурочка». Голоса кукушки, дрозда-белобровика, снегиря.)

Ведущий. Пришло время проверить насколько хорошо наши участники знают особенности строения и образ жизни птиц. И поэтому наш следующий конкурс «Дай ответ».

(Команды отвечают на тест 5 минут и сдают на проверку жюри. За каждый правильный ответ – один балл.)

1.Для изготовления самой теплой одежды используется пух:

А) гаги;

Б) утки-кряквы;

В) лебедя.

2.У птиц такой легкий скелет, потому что:

А) в нем мало костей;

Б) кости очень тонкие и маленькие;

В) кости полые, заполненные воздухом.

3.Киль птицы необходим для:

А) прикрепления мышц;

Б) придания устойчивости в полете;

В) координации движений.

4.У птиц «вилочка» находится:

А) в поясе передних конечностей;

Б) в поясе задних конечностей;

В) на хвосте.

5.У птиц нет мочевого пузыря:

А) для облегчения массы в полете;

Б) т.к. у них очень концентрированная моча;

В) в связи с интенсивным обменом веществ.

6.Наиболее крупной хищной птицей нашей страны считается:

А) степной орел;

Б) гриф;

В) кондор.

7.На лету может спать:

А) стриж;

Б) воробей;

В) ворона.

8.Про каких птиц можно сказать, что они образуют стада, а не стаи?

А) страусы;

Б) дрофы;

В) скворцы.

Ведущий. Каждой из наших команд предстоит разгадать по два рассказа – загадки. Конкурс называется «Эти удивительные птицы» . (Правильный ответ оценивается в 3 балла).

  1. «Ходил я утром по парку. Вдруг из куста кто-то спрашивает меня свистом – да громко так, настойчиво: «Тришку видел?». Гляжу – кругом никого, только птичка – красная вся – сидит на кусту. Поглядел я на нее и думаю: «Что за птица такая – понятно так свистит? И про какого это она Тришку спрашивает?»

А она опять свое: «Тришку видел? Тришку видел?» Я к ней шагнул – рассмотреть хотел поближе. Она шмыг в кусты и пропала».

(Это чечевица. В ее свисте, действительно, слышится вопрос. Только каждый переводит его на человеческий язык по своему: кто – «Тришку видел?», а кто – «Гришку видел?»)

  1. «Был трескучий мороз, и хоть на небе и блистало солнце, юннат удивился, услышав, как весело распевает чернобрюхая птичка на льду. Он подошел поближе, тогда птичка подскочила и с размаху – бух в прорубь! «Утопилась!» - подумал юннат и живо подбежал к проруби, чтобы вытащить сумасшедшую птичку. Птичка гребла под водой крыльями, как пловец руками. Темная спинка ее блестела в прозрачной воде, как серебряная рыбка. Птичка нырнула на самое дно и побежала по нему, цепляясь острыми коготками за песок. В одном месте она задержалась и вытащила из-под него черного жука. А минуту спустя она уже выскочила на лед через другую прорубь, встряхнулась и, как ни в чем не бывало, залилась веселой песенкой. Наш юннат сунул руку в прорубь. «Может быть, тут горячие ключи и вода в речке теплая?» - подумал он. Но он сейчас же выдернул руку из проруби: ледяная вода обожгла его».

(Это водяной воробей – оляпка. Перья у него покрыты тонким слоем жира. Когда водяной воробей нырнет, воздух пузырится на его жирных перьях и блестит серебром. Птичка точно в одежде из воздуха, и ей не холодно даже в ледяной воде)

  1. «Однажды, рассматривая в музее постройки различных птиц, я остановился перед одним гнездом в полном недоумении – так неожиданно было для меня все то, что я увидел. Это был небольшой яйцевидный кошель, искусно сложенный из хлопка и овечьей шерсти, аккуратно выстланный внутри конским волосом и тонкими волокнами растений, а снаружи плотно покрытой парой крупным листьев, края которых были простеганы ниткой. Сначала я подумал, что хранители музея нарочно скрепили эти листья ниткой, чтобы гнездо сохранило свою форму. Но подле гнезда на веточке я увидел чучело небольшой длиннохвостой птички, похожей на нашу камышовку. Стало ясно, что гнездо это не только сложено, но и простегано его обитательницей»

(Это гнездо длиннохвостой портнихи. Оно висит невысоко от земли на ветке растения с довольно большими листьями. Выбрав два крупных листа, висящих рядом, «портниха» стягивает их по краям. Иглой служит тонкий острый клюв. Нитку, подобранную где-нибудь на земле или скрученную ею самой из хлопка, «портниха» держит в клюве. Проколов края листьев, она продевает нитку в отверстие, а затем другое и стягивает его края)

  1. «Маленький слепой птенец несет на спине тяжелый груз: другого птенца. Поддерживая его культяпками-крылышками, осторожно подвигается к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидел у него на закорках, взлетает вверх, а затем падает вниз, на землю. Птенец-носильщик скатывается на дно гнезда. Минут десять-пятнадцать отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. Пятится задом, подползает под другого соседа, вскидывает его на спину и тащит к краю гнезда. Рывок – и еще одна жертва летит (за борт). Это жестокий птенец расправляется со своими сводными братьями. Он до тех пор успокоится, пока не выкинет их всех из гнезда. Делает он это…подчиняясь, приказу инстинкта».

(Это птенец кукушки)

Ведущий. А теперь, мы с удовольствием проверим математические способности наших участников. Конкурс «Практический».

(На решение задач командам дается 5 минут. За правильный ответ – 5 баллов).

  1. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя равна 3,2 г. Какую массу желудей сойка переносит за один полет? Сколько полетов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди и где она прячет?

(3,2 х 6 = 19,2 г; 4000/ 19,2 = 208 полетов. Сойка переносит желуди в подъязычном мешке, а прячет их в кладовых под кочками, подстилкой из листьев, мхом.)

  1. В течение одного часа самка мухоловки-пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние от гнезда к месту охоты и обратно, равное 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка-пеструшка по 18 ч в сутки. Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка-пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров пролетает мухоловка-пеструшка за весь период выкармливания птенцов?

(2,5 х 18 = 45 км; 45 х 18 = 810 км.)

  1. Золотистая ржанка, гнездящаяся на Аляске, вынуждена при миграции на Гавайские острова преодолевать без посадки 3500 км. со средней скоростью 50 км/ч. Сколько суток пребывает ржанка в полете? Как без пищи и воды ржанка может преодолевать такое расстояние?

(3500/50=70 ч, или 2,9 суток. Перед полетом птица накапливает жир, откладывающийся непосредственно между волокнами мышц. Жир – высокоэнергетическое вещество, а в мышцах он подвергается прямому окислению без накопления молочной кислоты, которая вызывает у человека и животных утомление мышц. Окисление жира сопровождается также образованием воды, которой достаточно для преодоления птицей определенного расстояния.)

Ведущий. Ни одни интеллектуальные соревнования не обходятся без загадок. Вот и участникам наших команд, необходимо будет ответить о каких птицах идет речь в загадках? К каким отрядам они относятся?

(За каждый правильный ответ команда, ответившая первой, получает один балл.)

1.Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце. (Ласточка, отряд Воробьинообразные)

2.Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась – и в лес. (Сорока, отряд Воробьинообразные)

3.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь, отряд Воробьинообразные)

4.И петь не поет,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус, отряд Страусообразные )

5.Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова, отряд Совообразные)

6.Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (Ворона, отряд Воробьинообразные)

7.Он по-рабочему одет –

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел, отряд Дятлообразные)

8.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет. (Жаворонок, отряд Воробьинообразные)

9.Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли, отряд Журавлеобразные, или цапли,

отряд Аистообразные)

10.Спинка зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица, отряд Воробьинообразные)

11.Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

И все же голос свой имеет. (Скворец, отряд Воробьинообразные)

12.Стоит ли, купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь, отряд Гусеобразные)

Ведущий. А сейчас, пока наши участники будут задействованы в конкурсе «Нужно подумать», который предполагает назвать птиц зашифрованных в ребусах (за каждый правильный ответ один балл), мы проведем конкурс болельщиков.





Ребусы

Вопросы болельщикам.

(За каждый правильный ответ один балл команде)

1.Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок)

2.Почему нельзя трогать яйца руками в гнездах? (Птица бросает гнездо)

3.Какие птицы гнездуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики, куропатки)

4.Какие птицы выводят птенцов в любое время года, даже зимой? (Клесты)

5.Какая птица ревет быком? (Рыжая цапля-выпь)

6.Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? (Нет, некоторые летят на восток, например через Уральский хребет летят бормотушка, чечевичники, куличек-плавунчик)

7.Какие птицы откладывают яйца в мусорные кучи? (Сорные куры)

8.Как у пингвинов проявляется чувство солидарности? (Они могут, заботится не только о своем птенце, но и любого другого пингвина)

9.У какой лесной птицы глаза сдвинуты к затылку? (У вальдшнепа, так как он питается, глубоко втыкая клюв в землю)

10.Почему сложилась поговорка: «Трясогузка хвостом лед разбивает»? (Прилет белых трясогузок совпадает со вскрытием рек ото льда)

11.Назовите птиц зимующих в Донецкой области?

12.Отгадайте загадку:

В голубенькой шапочке, бурой сорочке,

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ежится, зябнет на ветке росистой,

Но песни не бросит певец голосистый.

На яблоньке звонко поет, не смолкая,

Встречая зарю долгожданного мая! (Зяблик)

Ведущий. Пришло время участникам команд продемонстрировать театральные таланты. Команды покажут нам номера художественной самодеятельности. Конкурс называется «Пантомима». Команда-соперница, должна угадать какая сцена разыгрывается. Первая команда разыгрывает пантомиму «Волк и журавель», вторая – «Ворона и лисица» по А. Крылову.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Ведущий. Пока наши участники готовятся представить нам свои музыкальные способности и поучаствовать в конкурсе песен о птицах, покажут капитаны, «Конкурс капитанов».

(Максимальная оценка 3 балла)

Задание капитану первой команды:

Напишите названия различных птиц так, чтобы буква «С» была общей.

(Сыч, сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь.)

Задание капитану второй команды:

Выпишите названия птиц, так чтобы получилось слово ворона.

(Пингвин, сорока, глухарь, оре, филин, гага)

Ведущий. Музыкальный конкурс (максимальная оценка 5 баллов)

Первая команда исполнят песню «У дороги чибис» (муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца)

Вторая команда исполняет песню «Скворцы прилетели» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского)

Ведущий. А сейчас мы проведем конкурс на лучшего знатока птиц. От каждой команды приглашается по одному участнику. Выигравшим будет считаться тот участник, который безошибочно справится со всеми заданиями.

Перед вами списки названий птиц. Отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является «лишней». Определите, кто «лишний» в каждой группе, и объясните свой ответ.

І группа

1.Сова, кречет, коршун.

(Сова – ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун – относятся к отряду дневных хищников.)

2.Филин, цапля, сплюшка.

(Филин и сплюшка – совы, цапля – представитель отряда голенастых.)

3.Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей – певчие воробьиные птицы, фазан – представитель отряда куриных.)

ІІ группа

1.Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга и кобчик – соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть – сова.)

2.Петух, индюк, зимородок.

(Петух, индюк – домашние птицы из отряда куриных, зимородок здесь «лишний»)

3.Стриж, дятел, ласточка.

(Все три птицы принадлежат к разным отрядам, но стриж и ласточка ловят насекомых на лету, а дятел питается другим способом.)

Ведущий. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурсов, мы проверим как все присутствующие в зале знакомы с народным творчеством.

Испытание болельщикам первой команды:

Назвать несколько русских пословиц и поговорок о сороке.

(Сорока на хвосте вести приносит.

Сорока без причин не стрекочет.

Охоча сорока до находки.

Только сорока перо в перо родится.

Не живет сорока без белого бока.)

Испытание болельщикам второй команды:

Назвать несколько пословиц и поговорок о соловье.

(Соловей поет – себя тешит.

Бор сожгли, а соловушка по гнездышку плачет.

Соловья за песни кормят.

Соловей да кукушка в одно поют, да не одну песню.

Мал соловей, да голос велик.

Соловей – птичка невеличка, а поет лес дрожит.

Не выпускай соловья из клетки, пока песню не споет.

Когда ячмень колосится, соловей замолкает.)

Ведущий. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Подведение итогов.

Награждение команд.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!