СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический турнир

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зкологический турнир "Земля у нас одна"

Просмотр содержимого документа
«Экологический турнир»

Экологический турнир « Земля у нас одна!» 5 класс

Подготовила и провела: учитель биологии впервой квалификационной категории

МБОУ СОШ №5 г. Туймазы Абзалова В.А.

Цели: Углубление экологических знаний учащихся, формирование у них целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной системы, развитие которой оказывается во всё большей зависимости от человека; пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с живой природой; развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование экологической культуры учащихся; воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к ней.

Эпиграф на доске: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Участвуют две команды по 6 человек.

Ход мероприятия

(Слайд 1.) (Под музыку звучит стих)

Ведущий. Земля – так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства.

Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь. (Слайд 2.)

Ребята с 15 апреля по 5 июня общероссийские дни защиты от экологической опасности. (Слайд 3.) А22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли. Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. День Земли начали отмечать в США в 1970 году. С 1994 года этот год объявлен всемирным. С 1997 года День Земли начали отмечать и в России.

Наше сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить нашей Земле, а проведём его в форме экологического турнира.

Сегодня в турнире участвуют две команды, предоставим им слово.

Конкурс «Визитка»

Команды представляют себя (название, девиз, приветствие должны отражать тематику игры).

Визитка 1-ой команды:

- Вас приветствует команда: Зеленые!

Наш девиз: «Береги свою планету, ведь другой на свете нету.»

Стихи:

1. Чтобы на Земле любимой жить

Надо нам природой дорожить.

И цветы беречь и поливать,

И деревья радостно сажать.

2.Надо нам зверей и птиц любить,

Чтоб планету нашу сохранить.

Пусть шумят прекрасные леса,

Радуют нас птичьи голоса.

3. Берегите реки и моря,

Ведь живём мы на Земле не зря.

Пусть течёт прозрачная вода,

И тогда нас обойдёт беда.

Визитка 2-ой команды:

- Вас приветствует команда: БЭД !

Борцы

Экологического

Движения

Наш девиз: «Мы на помощь к вам придем, экологию спасем.»

Стихи:

1. Мы – любители природы,
Наша армия идёт,
Отправляемся походом
В бой за чистый небосвод.
2.Всё, что мы, ребята, сможем
В мире вредного найти,
Мы в контейнеры заложим
И счастливого пути.
3. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.

Ведущий. (Слайд 4.) Природа самое дорогое, что есть на нашей Земле. Люди с давних времен боготворили его, слагали о ней легенды, песни, писали стихи. А мы сейчас с вами попробуем вспомнить пословицы о природе.

Конкурс называется «Экологическое лото». Вам нужно будет закончить пословицы. Если вы знаете ответ, не нужно выкрикивать, а просто поднимите руку. (Слайд 4.)

Конкурс «Экологическое лото»

Кто быстрее отыщет окончание пословицы.

1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.

2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.

3. Возвращай земле долг - / будет толк.

4. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.

5. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут

6. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.

(Слайд 5)

Ведущий.Наши предки считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны. Покидая свой родной край брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. (Слайд 6)

Наш родной край это-Башкортостан. Набиуллин Алмаз исполнит вам башкирскую мелодию на курае. (Музыкальная пауза)

Ведущий. (Слайд 7)Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает леса, поля, реки, моря, горы. Это природа. В природе много разнообразных растений и животных. Команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке. Конкурс называется «Живая азбука»

Пока команды будут писать ответы. Мы с болельщиками будем отгадывать загадки

Примерные ответы:

ФЛОРА ФАУНА

Акация Аист

Берёза Барсук

Верба Варан

Горицвет Грач

Дуб Дикообраз

Ель Енот

Жасмин Жаба

Земляника Зебра

Ива Иволга

Кувшинка Кенгуру

Ландыш Лось

Медуница Медведь

Незабудка Носорог

Ольха Ондатра

Полынь Павлин

Рябина Рысь

Сосна Сыч

Тополь Тушканчик

Укроп Удав

Фиалка Фазан

Хвощ Хамелеон

Цикорий Цапля

Черёмуха Черепаха

Шалфей Шакал

Щавель Щука

Элодея Эму

Юка Юрок

Ясень Ягуар

(Слайд 8) Игра с болельщиками. Отгадайте загадки о животных и растения

1. Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

2. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль красавка)

3.Птица медленно плывет,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива. ( Малый Лебедь )

4.Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр

Полосатый грозный... (Амурский тигр)

Растения

1.Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)

2.Только солнышко пригрело,

Появился из под снега.

Самый первый тонкий, нежный,

А зовут меня? (Подснежник)

3.На воде растёт цветок -
 Белоснежный лепесток.

Как день – она всплывает,
Как ночь – она ныряет. (Кувшинка)
4.Фиолетовый цветок
И пушистый стебелек.
Тихий нежный перезвон
Так и клонит, клонит в сон. (Прострел Сон трава)

Задания конкурса «Живая азбука» сдать жюри.

Ребята вы обратили внимание , о каких животных и растениях были загадки?

(Красной книги)

Ведущий. (Слайд 9. ) Ни лес, ни реки, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. Все знают, что природу надо беречь, но не всегда соблюдают это правило. Не случайно, как предостережение всем нам, живущим на планете Земля, создана Красная книга природы. Первая красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

- Ребята, почему цвет обложки красный? ( информирует, предупреждает, запрещает). Главное ее значение-спасение исчезающих видов и восстановление редких. (Слайд 10)

Но сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о другой книге, о « Жалобной» книге природы. « Жалобная книга» - тревожный рассказ о том, как порой трудно живётся цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным! Её автор - сама природа.

Конкурс «Жалобная книга природы»

Вам придется определить, о ком идёт речь и постараться разобрать жалобу.

Жалоба 1.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы не друзья человека, и не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Слайд10.)

Ответ: Летучая мышь. Уничтожение ими по ночам вредных насекомых. За ночь зверек съедает такое их количество, что составляет более половины массы его собственного тела. Многие растения тропиков опыляются нектароядными летучими мышами. Поедая плоды, рукокрылые распространяют семена и тем самым способствуют восстановлению леса.

Жалоба 2.

Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.

К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!

Ответ: Во второй жалобе говорится о русской берёзе. Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной. (Слайд11) Песня о природе.

Помните! Беречь нужно и тех животных и растения, которые не внесены в Красную книгу. Все Животные имеют свое значение в природе. В природе нет ничего лишнего.

Ведущий. (Слайд 12) Быть или не быть человечеству, останется зелёной и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от каждого из нас. Следующий конкурс «Экологические ситуации». Надо правильно решить экологическую ситуацию.

Пока команды будут решать экологические ситуации, мы с болельщиками вспомним правила поведения в лесу. (Слайд13)

Ведущий. Игра с болельщиками «Правила поведения в лесу»
1. Не шумите в лесу!
2.Не рвите цветы!
3.Не ловите бабочек и стрекоз!

4.Не разоряйте муравейники!
5.Не портите несъедобные грибы!

6.Не разоряйте птичьи гнезда!
7.Не забирай из леса домой животных !
8. Не оставляй мусор в лесу!
9. Не разжигай костер в лесу без взрослых .

(Слайд 14)Проверим задания конкурса «Экологические ситуации»

Ситуация 1.

Серёжа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.

Ситуация 2.

Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

Ответ: Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.

Ведущий. (Слайд 15) Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети?

Конкурс «Устами младенца» , отгадайте о чем идет речь. Видео(Слайд 16,18,20,22)

  1. У меня много игрушек сделано из неё.

  2. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.

  3. Предметы, сделанные из неё, весят мало.

  4. Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым.

  5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса) (Сл.17)

  1. Его делают из песка.

  2. Чаще всего оно прозрачное.

  3. Когда падает, оно разбивается.

  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

  5. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. (Стекло) (Слайд 19)

  1. Её изобрели китайцы.

  2. У нас её получают из древесины.

  3. Она легко горит.

  4. Из неё получается много мусора.

  5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага) (Слайд 21)

1.Это получается, когда изделие становится старым.

2.Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным, его можно сдать на переплавку. (Мелаллалом) (Слайд23)

Ведущий. « Сколько времени разлагаются различные виды отходов. Давайте попробуем определить. Конкурс «Отходы»

Узнаваемые для детей вещи

Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

  • Пластиковую бутылку

  • Алюминиевую банку

  • Стеклянную бутылку

  • Тетрадку

  • Носок

  • Огрызок яблока или кожуру апельсина

Карточки с временными периодами

Один из учеников команды должен угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:

  • 2-5 недель

  • 2-10 лет

  • Более 1000 лет

  • 500 лет

  • 100 лет

  • 1 год

(Слайд 24)Проверим правильность ответов.

Чтобы меньше было отходов, их можно захоранивать, сжигать, компостировать, перерабатывать и вторично использовать. (Слайд 25 )

(Выставка из отходов)

Пока жюри подводит итоги давайте споем все вместе песню о природе. (Слайд 26)

Слово предоставляется жюри.

(Подведение итогов игры.)

Ведущий: Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята! Завершить сегодняшнюю встречу нам хотелось бы стихотворением Евтушенко(Слайд 27)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко

Спасибо всем за внимание!

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!