Муниципальное казенное бщеобразовательное учреждение
«Школа - Интернат №5 г. Нижнеудинск»
Экологический проект
"Птицы нашего города"
Составила воспитатель :
Федосеенко Елена Александровна
Тип проекта: информационно-практический.
Продолжительность проекта: 2023 – 2024г.
Участники проекта: ученики 2 класса, родители, педагоги,
Актуальность данной темы - это уменьшение количества птиц в городах. И эта проблема тем острее, чем больше город. Интенсивное строительство сокращает площади, занятые парками и просто деревьями. В городе изготовление и установка правильного скворечника это общественно полезное мероприятие, способствующее озеленению и поддержанию экологичности района.
Гипотеза: Предположим, что смастерив кормушки, гнездовья и скворечники, в нашем городе птиц станет гораздо больше.
Цель: формирование основ экологической культуры детей младшего школьного возраста.
Задачи: -повышение уровня знаний о птицах, живущих вокруг нас;
-развитие исследовательских способностей и практических природоохранных навыков;
-формирование творческого подхода к изучаемым вопросам.
-воспитание желания заботы о птицах;
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
1. Подготовительный этап
Коллектив ребят 2 класса уже на протяжении 2-х лет оказывают помощь птицам, оставшимся на зиму в нашем городе. Помогают птицам обустроить и отремонтировать скворечники.
1.На классном часе был составлен план работы предполагаемой работы:
подбор детской и педагогической литературы; картин и иллюстраций о перелетных птицах, как они живут и чем питаются.
2.Совместно с родителями смастерить кормушки и скворечники и развесить их около школы и жилых домов.
3.Ежедневно проводить наблюдение за птицами
2. Основной этап:
Октябрь.
Цель: создание условий для формирования у детей обобщенного представления о птицах, как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развития умения устанавливать причинно - следственные связи различного характера.
2. Экологическая беседа: "Птицы в лесу".
Цель: создание условий для формирования у детей представления о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитания познавательных интересов.
3. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
Цель: создание условий для развития умения различать птичьи голоса, приобщения к миру дивного пения птиц.
4. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".
Цель: создание условий для развития умения определять птиц по внешнему виду.
5. Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей: "Птицы нашего города".
6. Разрешение проблемных ситуаций:
"Что бы вы сделали, если бы увидели...
- выпавшего из гнезда птенца?
- мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?
- мальчишку с рогаткой в руке?
- птичку севшую к вам на подоконник?
7. Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка: "Перелетные птицы"
8. Выставка работ из природного материала: "Чудо-птица". Участники: дети, родители, педагоги.
Ноябрь.
1.Беседа: "Осенние заботы птиц".
Цель: создание условий для уточнения представлений детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой; воспитания бережного отношение к птицам в осенний период.
2. Экологическая беседа: "Зимующие и перелетные птицы"
Цель: создание условий для углублений представлений о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); развития умения классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания; воспитание желания заботится о птицах.
3. Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц: перелетные и зимующие"
Цель: создание условий для закрепления умения классифицировать птиц, на зимующих и перелетных.
4. Анкетирование родителей по теме: "Что ты знаешь о птицах?".
5. Беседа: "Сохраним родную природу".
6. Решение проблемной ситуации: "О чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна".
7.Загадки про птиц.
Декабрь.
1. Беседа: "Тайны птичьего мира".
Цель: создание условий для развития у детей интереса к жизни птиц, ознакомления с удивительными загадками и тайнами природы; активизирования познавательных способностей детей.
2. Экологическая беседа "Птицы водоемов"
Цель: создание условий для формирования представлений о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленности к условиям обитания; формирование представления о жизненном круге утки.
3. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".
Цель: создание условий для развития способности обобщать представления о водоплавающих птицах.
4. Фотовыставка "Птицы нашего города". Совместная деятельность детей и родителей.
5. Экскурсия в Краеведческий музей.
Цель: создание условий для уточнения и расширения знаний детей о птицах нашего города.
6. Экологическая акция "Новая столовая". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Цель: создание условий для воспитания любви ко всему живому, чувства необходимости помогать птицам в трудное для них время.
7. Чтение энциклопедий, рассказов о птицах.
8. Продуктивная деятельность. Рисование «Снегири - как розовые яблоки», работы из природного материала (шишки, перья, скорлупа орехов)
9. Выставка детских работ "Птичий мир".
Январь
1. Беседа: "Покормите птиц зимой".
Цель: создание условий по формированию у детей обобщенного представления о зимующих птицах, развития познавательного интереса к жизни зимующих птиц; воспитания заботливого отношения, желания помогать им в трудных зимних условиях.
2. Экологическая беседа "Учитесь жалеть и беречь".
Цель: создание условий для формирования ответственного и бережного отношения к родной природе.
3.Дидактические игры: "Кто, где зимует?", зоологическое лото "Птицы".
Цель: создание условий для закрепления знаний о птицах, развития логического мышления.
4. Выездное занятие в городскую детско-юношескую библиотеку, с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.
5. Экологическая акция "Покормите птиц зимой".
Цель: создание условий для воспитания сочувствия, желания помочь птицам.
6. Коллективное рисование. Плакат "Покормите птиц зимой".
7. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц.
Февраль.
1. Беседа : "Птицы наши друзья".
Цель: создание условий для развития способности понимать значимость живых существ, их взаимосвязи в природе, формирования эмоционально -положительного, экологически правильного отношения к птицам.
2.Экологическая беседа: "Добрые поступки"
Цель: создать условия для развития умения доказательно строить суждения, определять добрые поступки.
3.Дидактические игры: "Хорошо - плохо", "Докажи, что это птица".
Цель: создание условий для развития умения выделять характерные признаки птиц; воспитание заботливого отношения к птицам.
4. Экологическая акция "Наша столовая" (подготовка кормушек и подкормка птиц)
"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".
5. Фоторепортаж "Как мы помогаем птицам".
6. Выставка детских работ. Девиз выставки "Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".
Март.
1. Беседа: "О чем поют птицы весной?".
Цель: создание условий для расширения представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, звуковых сигналах птиц, видах гнезд и их размещении; развитие интереса к жизни птиц.
2.Дидактические игры: "Чей это домик?", "Кто чей?".
Цель: создание условий для развития умственных способностей детей: доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
3. День экологических знаний.
Цель: создание условий для уточнения и расширения знаний детей о птицах.
4.Акция "Домик для птички» . Привлечь родителей.
Цель: создание условий для развития творческих умений, фантазии в придумывании домика для пернатых; воспитания бережного отношения ко всему живому, желания заботится.
3. Заключительный этап.
Развлечение для детей, родителей и педагогов "Новоселье птиц".
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о птицах.