СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа»



ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа


2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Бузанова Татьяна Владимировна, учитель технологии

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций.

Устав МБОУ Платоновскаясредняя общеобразовательная школа

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественная

4.4. Уровень освоения программы

Ознакомительный

4.5. Вид программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

10-11 лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год


Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Рукодельница» относится к художественно направленности, формирует творческое мышление учащихся, вооружает техническими и эстетическими знаниями, развивает художественные, конструкторские и трудовые умения и навыки.

Актуальность данной образовательной программы - большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

Отличительная особенность программы заключается в возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Именно на этом этапе проявляется творческая активность, способность мыслить, создавать необычные узоры на основе полученных ранее знаний.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники оформления визуальной информации, но и применить их на практике. Внимание в данной программе уделено новым, современным методам обучения и учету важнейших дидактических принципов, формирующих и развивающих у учащихся пространственное представление, являющееся определяющим при изучении графических дисциплин во многих специальностях. Материалы программы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей. Это отличает данную программу от существующих.

Адресат программы. Программа «Рукодельница» носит образовательно-развивающий характер и предназначена для занятий с детьми от 10 до 11 лет.

Количество учащихся. Количество учащихся в объединении 14 чел.

Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Объём программы и режим занятий. Программа «Рукодельница» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа в год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность учебного часа – 40 минут.

Формы обучения и виды занятий по программе. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Разработанные занятия предусматривают беседы о художественных промыслах, о современных материалах, применяемых в повседневной жизни.

Формы организации учащихся на занятии: групповые; индивидуальные.

Условия набора в учебные группы. В творческое объединение «Рукодельница» в группу (ознакомительный уровень) принимаются все желающие без предварительного отбора. Результаты обязательной начальной диагностики не влияют на зачисление в коллектив, но важны для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории развития учащегося.

Формы проведения занятий: учебные занятия (вводное и обобщающие, практическое занятия, ознакомления, усвоения, применения на практике, обобщения, экскурсии). Теоретическая часть дается в форме беседы, рассказа, объяснения, пояснения, указания, разъяснения. Основная форма работы является занятия – практикум, творческие задания.


1.2 Цель и задачи программы.

Целью: сформировать целостное представление о роли дизайна в жизни человека и научить реализовывать полученные знания.

Образовательные задачи:

  • Изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;

  • освоить технологические знания проектирования и художественного оформления визуальной информации;

  • овладеть практическими навыками и приёмами;

  • обучить основам дизайна;

  • познакомить с основными законами композиции;

  • научить пользоваться законами цветоведения;

  • формировать художественно-образное мышление;

  • формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.

Развивающие задачи:
  • развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиции визуальной информации и объектов предметного дизайна; различать и характеризировать  виды дизайна;

  • знакомить с работой дизайнера; знать теоретические положения основ дизайна;

  • формировать интерес к различным видам декоративного оформления и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.

  • обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;

  • развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;

  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;

  • развивать творческую деятельность учащегося.


Воспитательные задачи:
  • Формировать общую культуру учащихся;

  • содействовать организации содержательного досуга;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;

  • воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;

  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;

  • воспитывать стремление к качеству выполняемых творческих работ;

  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.


1.3 Содержание программы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

четверть

Название

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Всего

Теория

Практика

1

I.

Вводное занятие. Основные виды декоративно-прикладного творчества.

4


2


2

Наблюдение; Взаимоконтроль;

Собеседование;

Практическая работа;

Беседа; Конкурс;

Творческая работа;

Мини-выставка; Презентация результатов.

2

Вязание крючком.

24

4

20

II.

3

Арт-дизайн изделий.

6

2

4

4

III.

Вышивание сюжетных картин.

22

4

18

5

IV.

Вышивание бисером.

14

2

12

Итого

72

20

52




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Четверть

Название

Количество часов

Дата

Формы контроля/ аттестации

Всего

Теория

Практика

1

I.

Вводное занятие. Основные виды декоративно-прикладного творчества.

4


2


2


Наблюдение; Взаимоконтроль;

Собеседование;

Практическая работа;

Беседа; Конкурс;

Творческая работа;

Мини-выставка; Презентация результатов.

Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления необходимые для занятий.


1

1

08.09.2023

Организация рабочего места.Что такое «декоративно-прикладное творчество»?


1

1

15.09.2023

2

Вязание крючком.

24

4

20


История вязания. Техника безопасности. Выбор крючка и пряжи. Основные правила и приёмы вязания крючком.


2


22.09.2023

Гармония цвета. Образование первой петли, вязание цепочки. Полустолбик с накидом и без накида.



2

29.09.2023

Узоры для салфетки на основе столбика. Искусство декорирования салфетки. Вязание салфетки по схеме.



2

06.10.2023

Узоры для салфетки на основе «ракушка». Подбор модели. Дизайнерское оформление. Вязание салфетки по схеме.



2

13.10.2023

Узоры для салфетки на основе «ракушка». Вязание салфетки по схеме.



2

20.10.2023

Вязание салфетки с использованием рельефных столбиков. Соединение элементов. Декорирования фурнитурой.



2

27.10.2023

Вязание табуретницы. Составление композиции узора из отдельных элементов.



2

03.11.2023

II.

Вязание кружев. Способы прибавление и убавления петель.


2


10.11.2023

Вязание квадрата от середина и от угла. Вязание треугольника от середина и от угла.



2

17.11.2023

Вязание узоров. Подбор модели покрывала. Дизайнерское оформление.



2

24.11.2023

Вязание покрывала. Составление композиции узора из отдельных элементов. Соединение элементов.



2

01.12.2023

Вязание покрывала. Составление композиции узора из отдельных элементов. Декорирования фурнитурой.



2

08.12.2023

3

Арт-дизайн изделий.

6

2

4


Мастер – класс:

«Хрюня символ 2019 года»


2


15.12.2023

Мастер – класс:

«Мышка символ 2020 года»



2

22.12.2023

Мастер – класс:

«Бычок символ 2021 года»



2

29.12.2023

4

III.




Вышивание сюжетных картин.

22

4

18


Материалы для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении вышивки. История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место.


2


05.01.2024

Цветоведение, использование законов композиции. Шов «Вперёд иголку». Шов «строчка» («назад иголку»). Техника выполнения стебельчатого шва. Техника выполнения тамбурного шва.



2

12.01.2024

Техника выполнения петельного шва. Техника выполнения декоративных узелков. Техника выполнения плоской, или простой глади. Техника вышивки крестом. Простой крест.



2

19.01.2024

Вышивка композиции «Неувядающий цветок», самостоятельное цветовое решение. Выполнение различных композиций по выбору.



2

26.01.2024

Вышивка композиции «Неувядающий цветок», самостоятельное цветовое решение. Выполнение различных композиций по выбору.



2

02.02.2024

Понятие "фирменный стиль". Художественный стиль. Современный дизайн. Украшающие швы.


2


09.02.2024

Контурные швы. Салфетка. Предметы для кухни, ванной комнаты. Разработка и выполнение сюжетной картины.



2

16.02.2024

Украшающие швы отделка одежды и аксессуаров. Растительный орнамент.



2

01.03.2024

Разработка и выполнение сюжетной картины, самостоятельное цветовое решение.



2

15.03.2024

Выполнение сюжетной картины, самостоятельное цветовое решение. Гладьевые швы.



2

22.03.2024

Влажно – тепловая обработка. Выставка работ.



2

29.03.2024

5

IV.

Вышивание бисером.

16

2

14


Теоретические вопросы бисероплетения. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности. Основы цветоведения.


2


05.04.2024

Современные направления в бисероплетении. Работа с бисером.



2

12.04.2024

Вышивание картин с частичной вышивкой бисером. Основы композиции и цветоведения.



2

19.04.2024

Вышивание картин с частичной вышивкой бисером. Вышивка по канве.



2

26.04.2024

Вышивание картин с частичной вышивкой бисером. Дизайнерское оформление.



2

10.05.2024

Вышивание икон. Орнаментальные мотивы.



2

17.05.2024

Вышивание икон. Фигурная вышивка.



2

24.05.2024

Вышивание икон. Дизайнерское оформление.



2

31.05.2024

Итого

72

20

52




















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


  1. Вводное занятие. Основные виды декоративно-прикладного творчества.

Теория. Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления необходимые для занятий. Что такое «декоративно-прикладное творчество»?

Практика. Цели и задачи курса. Основные требования. Инструктаж по технике безопасности. Цветоведение. Ахроматические и хроматические цвета.

  1. Вязание крючком.

Теория. История вязания. Техника безопасности. Выбор крючка и пряжи. Основные правила и приёмы вязания крючком. Гармония цвета. Образование первой петли. Узоры для салфетки на основе столбика, «ракушка» и рельефные столбики. Искусство декорирования салфетки. Вязание салфетки по схеме.

Практика. Вязание образцов различными видами вязки. Разработка эскиза. Изготовление вязанного изделия- табуретницы или покрывала.

  1. Арт-дизайн изделий.

Теория. Определение термина арт-дизайн. Арт-дизайн – одно из его ответвлений, художественная составляющая. Арт-дизайн другой взгляд на обыденные вещи. Объекты этого направления – мебель, картины, статуэтки, плакаты и постеры, татуировка, рисунки на ногтях.

Практика. Мастер классы: «Хрюня символ 2019 года», «Мышка символ 2020 года», «Бычок символ 2021 года».

  1. Вышивание сюжетных картин.

Теория. Материалы для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивки. Техника безопасности при выполнении вышивки. История вышивки. Типы вышивки. Рабочее место. Понятие "фирменный стиль". Художественный стиль. Современный дизайн. Цветоведение, использование законов композиции.

Практика. Шов «Вперёд иголку». Шов «строчка» («назад иголку»). Техника выполнения стебельчатого шва. Техника выполнения тамбурного шва. Техника выполнения петельного шва. Техника выполнения декоративных узелков. Техника выполнения плоской, или простой глади. Техника вышивки крестом. Простой крест. Контурные швы. Гладьевые швы. Украшающие швы отделка одежды и аксессуаров. Растительный орнамент. Салфетка. Разработка и выполнение сюжетной картины, самостоятельное цветовое решение.

  1. Вышивание бисером.

Теория. Теоретические вопросы бисероплетения. Инструменты и материалы для работы. Правила безопасности. Основы цветоведения.

Практика. Современные направления в бисероплетении. Работа с бисером. Вышивание картин с частичной вышивкой бисером. Вышивка по канве. Вышивание икон. Фигурная вышивка. Дизайнерское оформление.




1.4 Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-понимать и сохранять учебно – творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

-Учитывать разные мнения и обосновывать свою позиции;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использование дополнительной литературы, в том числе в пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

-анализировать объекты, выделять главное4

-осуществлять синтез (целое из частей);

-устанавливать причинно-следственные связи;

-обобщать;

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии. Делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей и использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-использованию методов и приемов художественно- творческой деятельности в учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-познакомится с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-познакомится с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

-оказывать помощь в дизайне и оф0рмлении класса, школы, своего жилища;

-достичь оптимального для каждого уровня развития;

-сформировать систему универсальных учебных действий;

-сформировать навыки работы с информацией.

- самостоятельно преобразовать среду обитания на более комфортную, наилучшим образом удовлетворяющую свои потребности и своей семьи;

-приобрести устойчивый интерес к такой сфере профессиональной деятельности, как дизайнерское творчество.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • С назначением и технологическими свойствами материалов;

  • С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • Рационально организовывать свое рабочее место;

  • Находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • Составлять последовательность выполнения технологической операции;

  • Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • Формирования эстетической среды обитания;

  • Развития творческих способностей;

  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;


Блок № 2 «Комплекс организационных – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год


Начало учебного года: 01.09.2023г.

Окончание учебного года: 21.05.2024г. (для 1,9,11-х классов);

31.05.2024 г. (для 2-8,10-х классов).


Учебный период


Дата начала четверти

Дата окончания четверти

1 четверть

01.09.2023

28.10.2023

2 четверть

07.11.2023

30.12.2023

3 четверть

09.01.2024

22.03.2024

4 четверть

01.04.2024

25.05.2024 (для 1,2-8 классов).


Продолжительность каникул


Вид каникул

Продолжительность

Количество дней

Осенние

С 29.10.2023 по 06.11.2023

9 дней

Зимние

С 31.12.2023 по 08.01.2024

10 дней

Весенние

С 23.03.2024 по 31.03.2024

9 дней

Для учащихся 1х

С 10.02.2024 по 18.02.2024

9 дней




2.2Условия реализации программы


Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:


Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.


Материально-техническое обеспечение:


Кабинет оборудован: учебные парты, стулья, рабочий стол преподавателя, шкафы книжные, учебная доска, компьютер (ноутбук), мультимедиа проектор, интерактивная доска.


Кадровое обеспечение:


Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители, социальные партнеры.


Методическое и дидактическое обеспечение:

● интернет- ресурсы, электронные книги, специальная литература;

● дидактические материалы: графические схемы.


Воспитательная деятельность. Работа с родителями


Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».


В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:

● наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

● построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.


Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.


Работа с родителями предусматривает:

● родительские собрания;

● индивидуальные беседы и консультации;

● профилактические беседы;

● анкетирование, социологический опрос родителей;

● тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;

● совместные воспитательные мероприятия;

● совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.


Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.


Формы познавательной деятельности: информационные часы, викторины, совместная деятельность в рамках проекта.


Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.


Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение выставок.


Санитарно - гигиенические требования.

Помещение для проведения занятий объединения декоративно – прикладного творчества отвечает санитарным нормам. Помещение учебного кабинета светло, тёплое, сухое; оснащено швейным оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно – наглядными пособиями в соответствии с действующим типовым, а также дидактическими требованиями; дидактическими материалами, технической и технологической документацией. В учебном кабинете оборудованы рабочие места индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя оснащённое компьютерной техникой. Конструкция и организация рабочих место обеспечивает возможность выполнение работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать требования эргономики, научной организации труда и технический эстетики. Планировка учебного кабинета, размещение в нём рабочих мест, оборудование и мебели обеспечивает благоприятные и безопасные условия для организации учебно- воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочие места для индивидуального и коллективного пользования в учебном кабинете являются парты. Необходимое количество шкафов с дверьми служат местом для хранения сырья и готовой продукции, инструментов, приспособлений, заготовок, дидактического материала, учебно – наглядных пособий. Учебный кабинет обеспечен необходимым для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами

(аптечка).

Учебный кабине оборудован вентиляцией, освещение искусственное и естественное (3 больших окна), температура и состояние воздушной среды соответствует санитарным нормам, перед началом занятий помещение проветривается и производится влажная уборка.

Материально-техническое оснащение:

  1. Образцы дизайнерских поделок.

  2. Презентации при объяснении нового материала.

  3. Инструкционные карты и видеоматериал для выполнения практической работы.

Объекты труда: образцы дизайнерских поделок, инструменты и приспособления для работы, рабочие тетради, инструкционные карты, компьютеры, проектор, экран, журналы и книга по творчеству.

Средством обучения являются использованием ноутбука, мультимедио проектора, экрана, наглядно - дидактических пособий:

  • Инструкционные карты и схемы базовых форм.
    • Инструкционные карты сборки изделий.
    • Схемы создания изделий
    • Образцы изделий.
    • Альбом лучших работ детей.
    • Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

  • Методические разработки конспектов занятий.



2.3 Форма аттестации

Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме контрольного занятия, практическая работа, защита проекта.

Используемые методы: тестирование, практическое задание, творческое задание, опрос, наблюдение.

Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме контрольного занятия, практическая работа, защита проекта.

Используемые методы: теоретическое и практическое задание.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков, учащихся проводится 3 раза в год, контроль общеучебных умений и навыков (ОУУиН) - 2 раза в год (сентябрь, май).

Виды контроля:

начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября;

стартовый контроль – в начале каждого последующего года обучения с 15 по 25 сентября;

промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля текущего учебного года;

контрольный срез – с 20 по 26 декабря;

итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.

Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.  ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков, учащихся проводится в следующих формах: контрольное занятие, контрольное задание, игровой зачет, смотр знаний, защита творческих проектов, презентаций.

Методы контроля: опрос; тестирование; собеседование; наблюдение; практическая работа; самостоятельная работа; оценивание; метод устного контроля; метод практического контроля; контрольное задание, собеседование, мини-выставка; взаимоконтроль, беседа-диалог, рефлексия.

Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующий протокол.

Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.


Критерии оценки результатов освоения программы

Стартовый контроль:

  • знание основ композиции, построения композиций;

  • умение пользоваться схемами изделий;

  • владение специальной терминологией;

Начальный контроль:

  • знание основных правил техники безопасности при работе с острыми предметами;

  • умение читать простые графические схемы;

  • навыки работы с цветовым рядом.

  • знание правил расчета расходного материала;

  • умение выполнять технологические приемы в техниках папертоль, скрапбукинг, декупаж, плетение из газет;

  • навыки планирования последовательности изготовления изделия и контроля над результатом практической работы.

Контрольный срез:

  • умение организовать рабочее место, пользоваться инструментарием;

  • знание свойств материала и правил изученных технологических приемов;

  • навыки работы с разнообразными материалами.  

  • умение осуществлять поиск информации;

  • знание основ декупажа;

  • навыки работы с интернет-источниками.

Промежуточная аттестация:

  • знание правил техники безопасности, расчета расходного материала;

  • умение выполнять изделия в бумагопластике, бисероплетении, точечной росписи;

  • навыки проектной деятельности.

  • знание правил создания композиции;

  • умение выполнять кашпо, корзинку плетением из газетных трубочек;

  • владение навыками создания индивидуального проекта.

2.4 Оценочный материал

Контрольный срез

1.Лоскутная это техника:

  • изделие из лоскутков.

  • изделие из льняной ткани.

2.Какие изделия можно выполнять из лоскутков?

  • одеяла.

  • наволочки.

  • подушки.

3.Какие материалы используют для выполнения работ из лоскутков?

  • ткань

  • пряжа

  • тесьма

  • кружева.

4.Какие инструменты и материалы необходимы для изготовления изделий из лоскутков.

  • игла.

  • ножницы.

  • сантиметровая лента.

  • линейка.

5.Эскиз это:

  • рисунок

  • шаблон.

  • чертеж.

6.Что такое Орнамент?

  • Орнамент – это узор, построенный на чередовании в определенном порядке.

  • Орнамент- это рисунок.

7.Какие виды вышивки ты знаешь?

  • вышивка крестом.

  • гладь.

  • стебельчатый. Диагностичность планируемых образовательных результатов

8.Какие материалы и инструменты используются для вышивания?

  • пяльцы.

  • калька.

  • ткань.

9.Какие способы перевода рисунка на ткань ты знаешь?

  • с помощью копировальной бумаги.

  • с помощью растровой бумаги.

9. Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?

  • нитками мулине

  • золотом

  • шелковыми лентами

10. Что является видом орнамента?

  • геометрический

  • цветочный

  • круглый

11. Какой шов используется в вышивке?

  • стачной

  • гобеленовый

  • накладной

12. Какой из способов используется для перевода рисунка на ткань?

  • припорохом

  • копировальными стежками

  • при помощи резца

13.Какой из способов используется для закрепления нитки на ткани при вышивании?

  • при помощи узелка

  • мелкими стежками.

14.Какие ручные швы ты знаешь?

  • «вперед иголка»

  • тамбурный

  • стебельчатый.

  • петельный

  • стачной.

15.Что называется монограммой.

  • вязь изначальных букв имени или фамилии.

  • украшение изделия.

16.С какой стороны от работы должна располагаться рабочая нитка при выполнение стебельчатого шва.

  • с одной стороны от шва.

  • справа от шва.

  • слева от шва.

17.Что является основой любой вышивки?

  • простые ручные швы.

  • сложные швы.

  • машинные швы.

2.5 Методические материалы

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;

  • последовательности: от простого к сложному;

  • систематичности;

  • активности;

  • наглядности;

  • интеграции;

  • прочности;

  • связи теории с практикой.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, экскурсия;

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:

Подготовительный этап (организационная часть): Вводная беседа. Подготовка учащихся к работе на занятии. Проверка знаний ранее изученного материала.

Основной этап: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Изложение нового материала и его закрепление.

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач. Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Практическая работа.

Итоговый этап – подведение итога занятия что получилось, на что надо обратить внимание, над чем поработать. Мобилизация детей на самооценку. Оценка результатов работы.

Рефлексия.





2.6 Список литература

  1. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Соловьев С.А.Декоративное оформление: Учеб. пособие для учащихся педучилищ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и изобразит. Искусства». – М.: Просвещение, 1987.

  3. Смирнов С.И.Шрифт в наглядной агитации, испр. и доп. – М: Плакат, 1990.

  4. Васильева С.А.Полная энциклопедия фэн – шуй. – М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2002

  5. Беляева С.Е.Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач. проф. учеб.заведений /Светлана Евгеньевна Беляева. _ М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  6. Элективный курс «Фитодизайн» 9 – 11 классы 1, 2 части. Сост. Савельева О.П. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

  7. Линда Сонтаг Причёски и красота: - М.: «ЭКСМО», 1997.

  8. Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. _ 2006.

  9. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  10. Этикет и стиль: большая энциклопедия. – М.: Эксмо; Саратов: Фаворит Букс, 2011.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!