СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что мы знаем о Москве?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Что мы знаем о Москве?"»

Урок окружающего мира, 1 класс. Что мы знаем о Москве?

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: дать представление о национальном характере России, об этническом типе лица и о национальном костюме; познакомить с национальными праздниками народов России; расширять знания о Москве - столице нашей Родины.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать некоторые народы России по национальным костюмам; описывать достопримечательности столицы.

Оборудование: картинки с изображением национальных костюмов некоторых народов России, слайды, фотографии достопримечательностей Москвы, портрет Президента России, школьный словарик «Праздники России»; у учащихся — ножницы, клей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался урока, чтобы спросить у вас, что же рассказали ваши родители о нашем родном городе. (Ответы детей.)

— О чем вы прочитали в школьном словарике «Реки, моря, озера, горя России»? (Ответы детей.)

- Что вы можете рассказать о своей стране? (Ответы детей.)

— Какие главные символы нашего государства вы запомнили? (Флаг, герб, гимн.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель вывешивает на одну половину доски картинки с изображением костюмов разных народов России, на другую — фотографии достопримечательностей Москвы.)

— Путешествуя на прошлом уроке по России, наш Муравьишка заметил много интересного. Вот какие картинки и фотографии он принес. Что вы знаете об этом и о чем можете рассказать? (Ответы детей.)

~ Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Москве.)

— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Что мы знаем о Москве?)

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 14 учебника. Сравните лица и костюмы людей. Что можете рассказать об этом? - Как называется столица России? (Москва.)

Вот еще одно общее у всех народов России. Это одна столица — город-герой Москва.

— Кто бывал в Москве? Что можете рассказать? (Ответы детей.)

— Муравьишка приглашает нас в путешествие по Москве. Рассмотрите рисунок на с. 14. Какие достопримечательности Москвы вы узнали? Что можете о них рассказать? (Ответы детей.)

В столице работают глава нашего государства — Президент России, Правительство России и Государственная дума.

(Учитель вывешивает на доску портрет президента.)

— А кто знает, что называют сердцем Москвы? (Кремль.)

 (Учитель вывешивает картинку с изображением Кремля.)

- Найдите в учебнике изображение Кремля. Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.)

Краснокирпичный Кремль, воздвигнутый в Москве во времена великого князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлялся. Реставрировали его и в наши дни, отчего этот величайший и неповторимый памятник русской национальной архитектуры стал еще величественнее и краше. Полюбоваться им ежедневно приходят тысячи экскурсантов.

— А вы догадались, что это за стена из камней? (Это зоопарк.) Прислушаемся. Шум города сменился птичьими голосами, плеском воды. В пруду плавают изящные лебеди, зобастые пеликаны. У воды ярко-розовые фламинго на длинных и тонких, как соломинки, ногах. Вокруг вольеры и павильоны с животными со всех частей света. Это — Московский зоопарк, музей под открытым небом. Он расположен в центре города, но кажется, что это таинственный остров вдали от машин и многоэтажных зданий.

На этом самом месте зоопарк возник в 1864 г. Тогда он назывался зоологическим садом. Москвичи очень любили гулять по его аллеям, а заодно рассматривать заморских зверей. Правда, тогда их было намного меньше, чем сейчас.

(Можно использовать информацию на страничке для любознательных (с. 40-41).)

Наше путешествие по Москве продолжается, и Муравьишка приглашает нас в музей.

- Какое здание похоже на музей? (Внизу, справа.)

— Кто знает, как называется этот музей? (Третьяковская галерея.)

Основатель галереи — богатый московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) — был человеком широко образованным. Он жертвовал крупные суммы денег на различные благотворительные цели: больницы, учебные заведения, благоустройство Москвы. Но еще в молодые годы Павел Третьяков мечтал устроить в Москве «Художественный музей или общественную картинную галерею», доступную для человека любого сословия. И до конца своих дней он не отступал от поставленной цели. Купив первую картину в 1856 г., он стал собирать свою коллекцию. Постепенно галерея стала главным делом его жизни.

— А как называется эта высокая башня? (Останкинская телебашня.)

Эта башня — олицетворение триумфа науки и технического прогресса, выдающийся памятник современности, которым по праву гордятся москвичи.

— А вот красивейшее здание в левом нижнем углу. Кто знает его название? (Это здание Московского государственного университета. Здесь учатся студенты.)

Сегодня здесь обучается более 25 тыс. студентов.

А вот и сказочный дворец на нашем пути. Посмотрите, какие красочные расписные купола!

— Кто из вас знаком с этим зданием и может о нем рассказать? (Ответы детей.)

Это Покровский собор на Красной площади. Еще одно чудо Москвы.

А сейчас мы побываем в гостях у московских школьников.

— Рассмотрите фотографии на с. 15. Расскажите о жизни ваших сверстников.

(Работа в парах. Затем заслушиваются ответы нескольких учеников.)



V. Физкультминутка

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами.

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И, опять же, улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали, не торопясь,

В школу, к знаниям стремясь.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 7).

— Рассмотрите рисунки. Какие достопримечательности изображены?

- Выполните задание.

(Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями.) №2 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

— Составьте рассказ по рисунку.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 13, 15, в рамках).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Что запомнили?

- О чем расскажете родителям?

Рекомендации для занятий дома

1. Вместе с родителями почитать школьный словарик «Праздники России».

2. Спросить у взрослых, какие народы населяют родной край; узнать у них о других достопримечательностях Москвы.

Дополнительный материал

Кремль

Стоят вокруг Кремля башни, словно могучие богатыри, пришедшие из былин и сказок. Двадцать каменных богатырей в высоких островерхих шлемах. Они такие разные, но все же чем-то похожи. Все башни состоят из двух основных частей. Массивные приземистые стрельницы были возведены при Иване III. Верхние надстройки, придающие отличия башням Кремля, росли постепенно, век за веком, до конца XVII столетия.

Как и в настоящей боевой дружине, у каждой башни свои роль и место в строю. Проездные с отводной стрельницей, прикрывающей ворота, - их всего пять. Три круглые угловые башни стоят на изломах стен. И одиннадцать глухих башен — высоких, квадратных - поставленных в промежутках между остальными. Особняком держится двадцатая — Кутафья башня.

Главная башня Кремля — Спасская, получившая имя по вделанному в камень вратному образу Спасителя, всегда считалась святыми воротами Кремля. Издревле существовал народный обычай проходить под воротами башни с непокрытой головой. Спасская башня служила парадным въездом в Кремль. Ее верхушка вырастает из леса белокаменных украшений и причудливо разукрашена арочками, колонками, оканчиваясь восьмигранной вышкой с узкими, тянутыми пролетами. В самом верху, над часами, спрятаны 35 колоколов. Один — часовой, девять — для боя четверти часа и 25 — для музыкального боя курантов.

Часы-куранты были построены в царствование Михаила Федоровича англичанином Христофором Галовеем. А русский мастер Кирилла Самойлов отлил к часам колокола для боя. Циферблатов было два: один повернут в Кремль, другой — в город.

Зоопарк

Про тех, кто спит

Многие грызуны — ночные жители. Когда светло, они спят, а с наступлением темноты начинают охотиться, ведут активный образ жизни. Поэтому в павильоне «Ночной мир» царит полумрак. Вход узкий. Посетитель как будто попадает в нору, которую под замшелой корягой и не видно.

Мелких грызунов заметишь не сразу. Несмотря на темноту, они прячутся в дуплах и расщелинах. Только появился долгоног, знаменитый своими огромными прыжками, как тут же исчез. Чего он испугался? Больше всего ночные жители боятся фотовспышки — от нее они могут даже ослепнуть.

Дом птиц

Огромные страусы, мелкие рисовки, грациозные, чинные журавли смешные неуклюжие пингвины, многоцветные попугаи... Птицы всех климатических зон живут под одной крышей в своем общем доме. Степенно вышагивают остроклювые длинноногие кулики. А кто это копошится у них под ногами, что-то старательно выклевывая? Птичка маленькая, пестрая и очень проворная. Таблички с названием вида нигде нет. Да это обыкновенный воробей! Как он попал сюда? В какую щелку залетел? Хотя это же Дом птиц. А разве воробей не птица?

Рост жирафа

Сохранился в зоопарке особняк XIX в. — двухэтажное здание салатового цвета с высокими окнами. В Москве еще много таких домов. Почти на каждом — мемориальные доски с именами тех, кто здесь жил. На этом особняке вместо мраморной доски простая табличка с надписью «Жираф». Здесь живет Самсон. Как и положено жирафам, он длинношеий и очень высокий, поэтому корм достает из высоко подвешенной сетки, как из баскетбольной корзины. А потолок первого этажа пришлось убрать. Самсон головой в крышу, конечно, не упирается, но можно сказать, что ростом жираф примерно с двухэтажный дом.

Рассказать обо всех обитателях Московского зоопарка невозможно. Лучше его посетить и познакомиться с енотами, кенгуру, со слонами, всевозможными приматами, с дикими кошками, зебрами, волками, медведями, а также с лягушками, со змеями, с ящерицами... Некоторые животные очень редкие, они занесены в Красную книгу. Так что встреча с ними — большая удача и всегда радость!

Третьяковская галерея

Среди достопримечательностей Москвы Третьяковская галерея известна во всем мире не менее, чем Большой театр или Кремль. На фасаде ее главного здания — изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Это древний герб города Москвы. По обе стороны герба старинными буквами написано: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 г. и передана им в дар г. Москве в 1892 г. совместно с завещанным городу собранием С.М. Третьякова»!

Сегодня в Третьяковской галерее собраны десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Живописные полотна воскрешают страницы истории нашей Родины от глубокой древности до наших дней, дают возможность почувствовать атмосферу прошедших лет. Красоту родной природы открывают нам картины «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина, «Март» И. Левитана, пейзажи В. Поленова, И. Айвазовского. В них нашли отражение прелесть ранней весны и золотой осени, поэзия русских лесов и полей, безграничность морской стихии. Картины зовут нас разделить горе и радость другого человека.

В залах и хранилищах галереи с помощью сложнейших приборов и оборудования поддерживаются определенная температура и влажность. За «здоровьем» картин, рисунков и скульптур следят опытные специалисты. Но галерея не только собирает и показывает произведения искусства, не только заботливо их сохраняет. Третьяковская галерея — крупный научно-исследовательский центр. Здесь изучается творчество художников, проходят выставки и научные конференции, проводятся экскурсии и лекции.

Останкинская башня

Останкинская телевизионная башня была возведена в 1960—1967 гг. на улице Академика Королева, напротив Останкинского пруда. Автор проекта — известный ученый Николай Васильевич Никитин (1907—1973), прежде участвовавший в сооружении университетского городка МГУ на Воробьевых горах. Башня в Останкине оставляет впечатление мощи. Ее высота 533 м. Каждая из десяти опор выдерживает нагрузку в 3,5 тыс. т. Телебашня обеспечивает прямую передачу телевизионных программ в радиусе 120 км. Нижние 384 м возведены из бетона и железобетона, верхняя часть — из металла.

На высоте около 325—340 м расположена круговая панорамная галерея, с которой можно обозреть Москву, а также трехэтажный ресторан «Седьмое небо». И галерея, и ресторан медленно вращаются вокруг ствола башни. Не сходя с места, можно постепенно увидеть все районы столицы. В 80-х гг. пол на одном из участков смотровой галереи выложили прозрачным материалом. Каждый день в галерею и ресторан приходят туристы, любят здесь бывать и сами москвичи.

Московский государственный университет

Основанный в 1755 г. Московский университет стал «средоточием русского образования». Инициатива и план основания университета целиком принадлежали великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. А.С. Пушкин писал о Ломоносове: он «сам был первым нашим университетом».

В день Святой Татьяны (25 января по новому стилю) императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского государственного университета. Этот день стал праздником для всех российских студентов, его ежегодно отмечают и по сей день. В отличие от всех европейских университетов, обучение в Московском государственном университете в XVIII в. было бесплатным.

Покровский собор

Собор был заложен в честь одного славного события: в 1552 г. войска московского государя Ивана IV взяли Казань. Через три года началось строительство храма в память о трудной казанской победе. Зодчие Барма и Постник Яковлев возвели церковное здание, подобных которому не встречается в русской архитектуре ни до XVI в., ни позднее.

Основной, самый высокий шатер окружен восемью куполами. Ни один из них по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый обильно украшен карнизами, кокошниками, узкими световыми окнами, треугольниками, фигурными нишами. В целом создается впечатление нарядности, праздничности и объединения нескольких церквей в одну. Богослужение можно вести в любом из храмов-приделов, одновременно в нескольких или же во всех сразу.

Центральный высокий шатер собирает вокруг себя восемь башенок с куполами пониже, так же, как Москва собирала земли, пока не образовалось могучее Московское государство. Ожерелье разных куполов символизирует «коллекцию» городов, собранную предками Ивана IV и пополненную им самим покоренной Казанью. В наши дни Покровский собор — напоминание о целой эпохе, яркой, воинственной и славной для Москвы и всей России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!