СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок Периодика для детей (детские газеты)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок Периодика для детей (детские газеты)»

Тема библиотечного урока «Периодика для детей» (газеты)

6-9 классы ОВЗ

Цитата: «Газета – оперативность известий».

Цель: Формирование представления о том, что такое газеты, почему они называются периодикой, развитие читательского интереса, обогащение словарного запаса.

Задачи:

Образовательная задача:

1. Развивать наблюдательность, формировать коммуникативные навыки обучающихся.

2. Развивать творческие способности обучающихся.

3. Узнать историю появления газеты.

Развивающие задачи:

1. Обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия.

2. Развивать логическое мышление и кругозор обучающихся.

Воспитательные задачи:

1. Формировать положительный эмоциональный настрой, привлечь внимание к детской периодике.

2. Формировать навык эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде.


Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, проблемно-поисковый, исследовательский.


Раздаточный материал: памятка «Как читать периодику», карточки с вопросами, листки бумаги для ответов, словари.


Оборудование: Выставка «На волне периодики», презентация к уроку, проектор, экран.


Планируемый результат:

 расширить представления о периодических изданиях

 расширить словарный запас

 научиться самостоятельно работать с периодикой

 работать в группах, высказывать свое мнение о прочитанном

 научиться выделять главное в периодических изданиях


Ход урока

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. В современном мире много информации даже порой не успеваешь все переосмыслить.

Ребята ответьте мне на вопрос: Что такое информация?


Информация – это:

- Сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.

- Сообщения, осведомляющие о положении дел (дети отвечают, если затрудняются, то просмотреть значение в словаре Ожегова)


Давайте, вместе с вами уточним, как мы получаем информацию. Если произошло какое-то событие, из какого источника вы впервые узнаете об этом? (Радио и телевидение.)

Вы об этом услышали и увидели, но вы хотите понять, почему это произошло? Как? Кто виноват? Возникает сразу множество вопросов. А комментария, как такового, в новостях нет. «У факта не должно быть чувств» – таково кредо информационной службы телевидения. Как вы думаете, что поможет вам ответить на эти вопросы? (Газеты)

Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.

А сейчас давайте с вами попробуем определить тему сегодняшнего нашего урока, (дети предлагают варианты), а давайте назовем наш урок «Периодика для детей». Сегодня мы поговорим о периодических изданиях для детей.

А что же такое периодические издания или периодика? (Ребята отвечают)


Задание: Посмотреть в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова определения: «Периодика – периодические издания (газеты и журналы). «Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».


«Периодический» – выходящий (из печати) через определенные промежутки времени».


Издания могут выходить ежедневно, через неделю, раз в две недели, ежемесячно и так далее.


Историческая справка: (презентация)


ПЕРВАЯ РУКОПИСНАЯ ГАЗЕТА Первая русская рукописная газета «Куранты» начали выходить в 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича. «Куранты» составлялись дьяками посольского приказа.

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГАЗЕТА 16 декабря 1702 года Петр I издал указ о создании первой русской газеты. В декабре 1702 года вышли два рукописных экземпляра «Ведомостей», а 2 января 1703 года — первый печатный номер газеты. 13 января в России отмечается День российской печати, именно в этот день в 1703 году по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости.


СОЦОПРОС:

1. Как часто вы читаете газеты и журналы?

2. Какие газеты и журналы вы знаете?

3. Какие газеты и журналы вы читаете?

4. Сколько времени вы уделяете чтению газет и журналов?

Работа в группе На столе у каждого, находится газета:

- определите название, дату выхода газеты?

- определите, есть ли у газеты обложка?

- на каких по размеру листах выходит газета?

- назовите главную особенность газеты – ее оперативность. Она быстро откликается на все события в жизни людей и отражает их на своих страницах. Самые важные статьи помещаются на первой странице, или полосе.


В нашей стране издается большое количество детских газет. Друг от друга газеты отличаются не только названиями, но и назначением.

- Газета может быть новостной, развлекательной, политической, специальной (все статьи подчинены одной тематики) и т.д.

- В газете могут быть постоянные рубрики.

- В газете могут быть размещены: репортаж, интервью, зарисовка (это жанр информации в газете).


Давайте посмотрим небольшую информацию, виртуальную выставку о детских газетах (презентация).


«Детская газета» - Красочно оформленная, познавательная и очень интересная газета-журнал.  Издается с 8 августа  1996 года. Предназначена для детей от 7 до 14 лет. Но более всего эта газета подходит для детей–почемучек, так как на страницах этого журнала  очень много интересных кроссвордов, задач, пословиц и поговорок а так же анекдотов и рассказов о жизни младших школьников и  все они оформлены красочными детскими картинками. 

Детская газета «Непоседа»

- Есть классные и интересные комиксы (это особенно здорово для тех, кто только учится читать): с интересными фактами про животных, про космос и про многое другое.

- Приключенческие рассказы с постоянными героями.

- Самые разнообразные и очень интересные задания: лабиринты, кроссворды, отличия, филворды, соединялки по точкам, квесты, собиралки слов, раскраски.

- В каждом номере есть тематическая настольная игра-«ходилка».

- Есть интересные разделы, такие как страшилки или шутки.

- Есть мастер-классы по лепке, рисованию, кулинарии.

- Есть возможность поучаствовать в творческих конкурсах от журнала.


Детская газета «Пионерская правда» - Издается с 6 марта 1925 года. Тираж - 30 тыс.

- Газета для детей и подростков с красочными приложениями «Привет девченки и мальчишки», «Ася и Клава».

- Детское творчество, спорт, досуг, новости


Детская газета «Почемучкам обо всём на свете» – познавательный журнал для детей от 6 до 12 лет. Каждый выпуск построен в форме ответов на вопросы, присылаемые юными читателями в редакцию, и посвящён определённой теме. В нём можно найти ответы на многие вопросы об окружающем мире, которые интересуют детей: как на Земле появилась жизнь, почему после дождя появляется радуга, зачем волки воют на луну, как устроен принтер и многое другое.


Детская газета «Волшебный карандаш» издается с 1991 года. Выходит 1 раз в месяц. «Волшебный карандаш» – это коллекция чарующих картинок, которые наполнят ваш день яркостью и радостью. Здесь вы найдете волшебные миры, феерических персонажей и волшебство на страницах. С его помощью вы сможете окунуться в потрясающие иллюстрации, восхититься неповторимыми рисунками и насладиться мастерством художников.

________________________________________________________________________________

Детская газета «Школьники» - издается с 2008 года. Выходит 2 раза в месяц. Для детей с 12 лет.


Детская газета «Фантазёры» – развлекательная и познавательная газета для детей от 5 до 12 лет. Настя, Коля и Вова - главные герои страны Фантазёрии. Они играют и читают, делятся своими радостями и тревогами, рассказывают, рассуждают и спорят.Вместе с ними наши маленькие читатели узнают о предметах и явлениях окружающего мира, учатся общаться и дружить.


Работа в группе: Определите, какие специалисты работают над выпуском газет?

Но прежде, чем начать работу, давайте посмотрим на стол. Вы видите следующие слова: - ПЕРИОДИКА (это периодические издания (газеты и журналы).

- ПРЕССА (это печатные и электронные издания СМИ),

- ПЕРИОДИЧЕСКИЙ (выходящий (из печати) через определенные промежутки времени),

- ЖУРНАЛИСТ (это специалист, который собирает информацию и распространяет ее в средствах массовой информации),

- РЕДАКТОР (это специалист, занимающийся подготовкой, корректировкой и оформлением текстовых, графических или мультимедийных материалов для публикации в различных средствах массовой информации.

- РЕДКОЛЛЕГИЯ (это коллектив экспертов, который определяет редакционную политику издания, утверждает и корректирует содержание следующего номера, его наполнение и художественное оформление).

- ТИРАЖ (это общее количество печатаемых в типографии экземпляров, тираж может малотиражным и многотиражным).

- НОМЕР (это количество вышедших газет).

- ЭКЗЕМПЛЯР (это отдельная газета из тиража).

- РУБРИКА (это раздел, заголовок раздела).


Задание «Чей заголовок?»  Индивидуальное или групповое задание.

Нарезать отдельно текст и отдельно заголовки.

Задача — предложить детям подобрать заголовки к нужному тексту. Но простота задания в том, что без прочтения текста легко понять, какой заголовок по формату или размеру подходит. Здесь можно усложнить задание и заголовки распечатать отдельно на принтере.


Почти в каждом образовательном учреждении выпускается свое малотиражное печатное издание. Газета, в которой освещаются школьные и внешкольные мероприятия, праздники и деятельность совета школьников. Важно то, что газета стала не только источником информации о событиях школьной жизни, но и возможность рассказать о своей жизни, увлечениях, вопросах и проблемах. Ребята школы с нетерпением ждут ежемесячного выпуска газеты. Кстати, если вам захочется проявить свои способности, а может, просто, попробовать для себя интересную профессию репортера или оформителя. И может быть, через много лет, мы сможем гордиться тем, что именно наша маленькая школьная газета стала для кого-то из вас первой ступенькой на пути к журналистике.


Задание: Выпуск школьной газеты (работа групповая). Вырезки можно взять со школьного сайта о прошедших мероприятиях.

Придумай свою (школьную) газету. Индивидуальное задание (работа в парах, работа класса, подгрупповая работа)

  1. Задача — разработать/придумать свою (школьную) газету.

  2. В разработке — вид издания, целевая аудитория, тираж, территория распространения, постоянные рубрики, интервью со звездой (определить, какая звезда подойдёт для конкретного издания и составить несколько вопросов), полезные и интересные фишки. Сюда можно поставить любую задачу, экспериментируйте.

Выполнение данного задания также завершается презентацией.


Рефлексия:

О чем сегодня шла речь? Проведем с вами такую игру: «Я узнал (а)…»

1. Что такое периодика…

2. Что из себя представляют газеты…

3. Что освещают в газетах … (события, информация)

4. В каком году вышел первый номер газеты … (1703 по указу Петра1)

5. Как называлась первая газета … (Ведомости)

6. Какую газету выпустила наша школа …










ПАМЯТКА

КАК РАБОТАТЬ С ПЕРИОДИКОЙ

1. Не читай все подряд. Прежде чем читать, просмотри рубрики газеты, заголовки статей, что поможет тебе выбрать нужные и интересные материалы.


2. Не оставляй без внимания непонятные слова и выражения. Найди их значения в справочной литературе.


3. Воспользуйся картой, чтобы найти те места, о которых идет речь в статье.


4. Участвуй в конкурсах, выполняй задания, решай кроссворды. Это поможет тебе узнать больше, сделает твой досуг интересней.


5. Понравилась статья, заинтересовал материал – обратись к книгам по той или иной теме. В библиотеке тебе помогут их найти.



ПАМЯТКА

КАК РАБОТАТЬ С ПЕРИОДИКОЙ

1. Не читай все подряд. Прежде чем читать, просмотри рубрики газеты, заголовки статей, что поможет тебе выбрать нужные и интересные материалы.


2. Не оставляй без внимания непонятные слова и выражения. Найди их значения в справочной литературе.


3. Воспользуйся картой, чтобы найти те места, о которых идет речь в статье.


4. Участвуй в конкурсах, выполняй задания, решай кроссворды. Это поможет тебе узнать больше, сделает твой досуг интересней.


5. Понравилась статья, заинтересовал материал – обратись к книгам по той или иной теме. В библиотеке тебе помогут их найти.


ЛИСТОК - СЛОВАРИК

ЛИСТОК - СЛОВАРИК

Информация – это:

Информация – это:

1. Сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.

1. Сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел.



Периодические издания – (газеты) выходящие из печати через определенные промежутки времени.

Периодические издания – (газеты) выходящие из печати через определенные промежутки времени.



Газета – периодическое издание в виде больших листов.

Газета – периодическое издание в виде больших листов.



Статья – небольшое (научное) сочинение в газете.

Статья – небольшое (научное) сочинение в газете.



Периодика – периодические издания (газеты).

Периодика – периодические издания (газеты).



Пре́сса — часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных изданий.

Пре́сса — часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных изданий.



Журналист – это человек, который занимается сбором и обработкой актуальной информации для ее дальнейшей публикации в средствах массовой информации.

Журналист – это человек, который занимается сбором и обработкой актуальной информации для ее дальнейшей публикации в средствах массовой информации.

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание...

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание...



Редакционная коллегия (редколлегия) — совещательный или руководящий орган из группы авторитетных лиц, который оказывает изд-ву или печатному органу помощь в выборе, подготовке и оценке произведений для издания или серии изданий (редколлегия серии).

Редакционная коллегия (редколлегия) — совещательный или руководящий орган из группы авторитетных лиц, который оказывает изд-ву или печатному органу помощь в выборе, подготовке и оценке произведений для издания или серии изданий (редколлегия серии).

ТИРАЖ (это общее количество печатаемых в типографии экземпляров, тираж может малотиражным и многотиражным).


ТИРАЖ (это общее количество печатаемых в типографии экземпляров, тираж может малотиражным и многотиражным).


НОМЕР (это количество вышедших газет).


НОМЕР (это количество вышедших газет).


ЭКЗЕМПЛЯР (это отдельная газета из тиража).


ЭКЗЕМПЛЯР (это отдельная газета из тиража).


РУБРИКА (это раздел, заголовок раздела).


РУБРИКА (это раздел, заголовок раздела).



Задание 1. Знакомство с газетой. Индивидуальное задание.

  1. Раздаём каждому участнику кружка свою газету. Желательно, чтобы все газеты были разными, тем интереснее будет финальная презентация. Важно, чтобы у каждого участника было по несколько выпусков газеты, чтобы он мог их сравнить.

  2. Задача: расскажите, что вы можете сказать об истории создания вашей газеты. Здесь дети работают со своими газетами. Если есть Интернет, то задание можно усложнить поиском дополнительной информации.

  3. Еще задачи: определить, почему именно так называется газета; определить характер/вид издания (новостной, развлекательный, политический и т.д.); определить постоянные рубрики.

  4. Задача: найти в газетах публикации, например, в жанре интервью, репортаж и зарисовка. Обосновать, почему материал написан в этом жанре (основывайтесь на тех жанрах, которые изучены детьми).

  5. Задача: найдите заголовок, который больше всего зацепил. Найдите скучной заголовок. Обоснуйте ваш выбор и придумайте свой вариант заголовка.

Даём время на работу и по итогам выполнения задания каждый участник делает презентацию своего издания.

Задание 2. Придумай свою газету. Индивидуальное задание или работа в парах.

  1. Задача — разработать/придумать свою газету.

  2. В разработке — вид издания, целевая аудитория, тираж, территория распространения, постоянные рубрики, интервью со звездой (определить, какая звезда подойдёт для конкретного издания и составить несколько вопросов), полезные и интересные фишки. Сюда можно поставить любую задачу, экспериментируйте.

Выполнение данного задания также завершается презентацией. Можно обойтись одним занятием и выполнить эту работу быстро. А можно подойти творчески и, например, в программе Canva сделать макет своей газеты. Такой подход кажется более эффективным, но исходим из технических возможностей.

Задание 3. Программа новостей. Индивидуальное задание.

В этом задании используем тексты из газеты, как дополнительную возможность для отработки ораторских навыков и работы с новым текстом, основы презентации и говорения.

Задачи:

  1. Составить свой новостной блок, например, из 5 публикаций.

  2. Публикации не должны быть огромными или их можно сократить.

  3. Определить о чём будет ваш новостной блок и на основе этого выбрать материал.

  4. Презентовать свой блок и прочитать материал, как диктор на телевидении.

Задание 4. Чей заголовок? Индивидуальное или групповое задание.

В этом задании педагогу придётся потрудиться — нарезать отдельно текст и отдельно заголовки.

  1. Задача — предложить детям подобрать заголовки к нужному тексту. Но простота задания в том, что без прочтения текста легко понять, какой заголовок по формату или размеру подходит. Здесь можно схитрить и заголовки напечатать отдельно и распечатать на принтере.

На выполнение этого задания придётся потратить время, но оно того стоит. А если ещё и тексты будут подобраны полезные, то двойная польза обеспечена.

Задание 5. Газетный Квест. Индивидуальное задание.

  1. Задача — ответить на вопросы, поработав с материалом.

  2. Нарезаем материал и размещаем его по классу. Что-то крупно, а что-то мелко. Материал из газет можно смешать с терминами и определениями, базовыми знаниями темы.

  3. Далее устраиваем дискуссию и обсуждаем ответы, сложность задания.

  4. Количество заданий определяется педагогом самостоятельно.

Данное задание позволит педагогу проверить усвоенные детьми знания по теме.

Время на выполнение задание зависит от количества детей в группе, их знаний, времени на изучение темы и плана программы.

Удачи в проектах и делитесь вашими успехами. Будем рады их опубликовать!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!