СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение»

Понятие о бессоюзном

сложном предложении.

Учитель Богославская Ю.В., класс- 9Б

Цели

Образовательные:

продолжить подготовку к экзамену, закрепить знания по теме «Сложные предложения»; познакомить с бессоюзными сложными предложениями, формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП.

Развивающие:


способствовать развитию устной и письменной речи учащегося, умению аргументировать, доказывать.


Воспитательные:


формировть интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; формировать умения ставить цель, выделять существенное, планировать работу.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Актуализация прежних знаний.

Нами пройден материал по темам «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». Давайте вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

- дайте определение сложному предложению.

- на какие виды делятся все сложные предложения?

– Дайте определение сложносочиненному предложению.

– Дайте определение сложноподчиненному предложению.

- Какие виды придаточных в СПП вы знаете?

- Проверим, умеем ли мы определять виды сложных предложений.

Задание1. На столах у вас лежат листочки под № 1 с предложениями. 1 вариант должен выписать ССП, 2 вариант – СПП. Выписать в свою тетрадь и подчеркнуть грамматические основы.

1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.
2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже стало подниматься.
3. Ветер уже дышал дождевой влагой. а через минуту пошёл дождь.

4. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (называем грамматическую основу)

(ССП - 3, предложения; СПП- 1,2, предложения)


- ребята, которые работали, как бы вы оценили свою работу. (обучающиеся называют оценки. Которые они себе поставили бы)

- Какие из предложений не смогли отнести ни к ССП, ни к СПП? (4)

- Какими является предложение 4? Почему? (Потому что в них нет союзов)

- Значит, речь сегодня пойдет о …? (О бессоюзных сложных предложениях)

- Запишите тему урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

3.Изучение нового материала

- давайте попробуем сформулировать определение. Какие же предложения мы называем бессоюзными.

БСП- предложение, в котором предикативные части могут соединяться между собой только по смыслу и помощью интонации.


Задание2 Воспользуйтесь распечатками № 2 на ваших столах.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды копать картофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький)

- Переписали предложения? Между собой обменяйтесь тетрадями. проверьте друг у друга, орфограммы, которые вставили.

- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?

(Тире, запятая, точка с запятой, двоеточие)

- Обратите внимание на предложения на доске.

Стало холодно, подул ветер. Стало холодно: подул ветер.

- Как вы думаете, одинаково ли надо читать эти предложения? В чем разница?

- В 1 предложении говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией.

- Во 2 предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно.

Вывод.

- От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении? (от интонации и смысловых отношений в предложении)

4.Оъяснение нового материала.

Памятка

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

Запятая меду частями БСП:

- обычно кратки,

- произносятся тоном перечисления,

- ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Пели птицы, бегали зайцы [  ],[  ].

Точка с запятой между частями БСП:

- части БСП менее связаны по смыслу,

- более распространены,

- содержат собственные знаки.

Впереди нас неизвестностью чернело небо; позади остался туман.  [ ]; [ , ].

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

[     ] : [причина]. БСП                 
Глухому песен не пой: не услышит. (= потому что; так как)

2. если второе предложение дополняет первое.

 [     ] : [дополнение]. БСП           

Встарь бывало: собака с волком воевала. (= что; и увидел, что…; и понял, что...)

Тире между частями БСП:

1. Если в предложении содержится противопоставление.

[     ] – [    ]. БСП                               
Труд человека кормит – лень портит. (= а, но)                                              

2.Если первое предложение обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором предложении.

[ Время, условие ] – [     ]. БСП         
Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.

(= если…; когда…)                    

3. Если предложение рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, быстрая смена событий.

[     ] – [    ]! БСП                               

Я за свечку – свечка в печку!


- Эти правила вам пригодятся на последующих уроках, где мы будем более подробно изучать виды бессоюзных предложений.

5.Закрепление, формирование навыков работы.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения.

1) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 2) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 3) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 4) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 5) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 6) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов)


9.Итоги урока. Рефлексия

– Дайте определение БСП.

БСП – сложное бессоюзное предложение. Состоит из нескольких не зависящих друг от друга простых предложений, связанных  по смыслу и интонацией и разделённых знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире.

- Когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой более подробно мы будем разбирать на следующих уроках.

- ребята, на ваших партах лежат таблички с оценкой, где 5- значит, я понял тему на отлично; 4 – понял хорошо, но остались вопросы, 3- понял плохо, нужно еще объяснение, 2- я ничего не понял.

10.Домашнее задание – памятку выучить, упр._______.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!