Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» мая 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Адаптированная рабочая программа
по геометрии
для обучающегося 8 класса (вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель математики
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (вариант 7.2) по предмету «Геометрия» для 5-9 классов составлена на основании:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Редакция от 19.02.2018 (с изм. и доп. вступ. в силу с 06.03.2018);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (в ред. Приказов Мионобрнауки Российской Федерации от 03.06.2008г. №164, от 31.08.2009г. №320, от 19.10.2009г. №427, от 10.11.2011г. №2643, от 24.01.2012г. №39, от 31.01.2012г. №69, от 23.06.2015г. №609, от 07.06.2017г. №506).
Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2015г №35847)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008г. №241, от 30.08.2010г. №889, от 03.06.2011г. №1994, от 01.02.2012г. №74).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР (вариант 7.2) по математике предназначена для коррекции предметных навыков и умений детей с ОВЗ 8 класса, для которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, с целью оказания помощи детям этой категории в освоении ООП.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по геометрии в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
оценивать достигнутый результат;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
строить логические цепи рассуждений;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
выделять и формулировать проблему;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
давать определение понятиям;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
представлять информацию в понятной форме;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
классифицировать геометрические фигуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач;
Подобие треугольников
Обучающийся научится:
доказывать теоремы;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
Обучающийся получит возможность научиться:
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы используя формулы;
Решение прямоугольных треугольников
Обучающийся научится:
оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
Обучающийся получит возможность научиться:
приобрести опыт применения тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы площадей фигур;
Многоугольники. Площадь многоугольника
Обучающийся научится:
доказывать теоремы;
использовать свойства измерения площадей при решении задач;
вычислять площади треугольников, прямоугольников трапеций;
Обучающийся получит возможность научиться:
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.
Содержание учебного предмета
Повторение курса 7 класса – 1 час
Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
Четырехугольники – 14 часов
Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
Подобие треугольников – 6 часов
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Решение прямоугольных треугольников – 6 часов
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Многоугольники. Площадь многоугольника – 5 часов
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
Повторение курса 8 класса – 2 часа
Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Тематическое планирование по предмету «Геометрия»
п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение - 1 час |
1. | Повторение. Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. | 1 | | |
Четырёхугольники – 14 часов |
2. | Четырёхугольник и его элементы. | 1 | | |
3. | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | | |
4. | Признаки параллелограмма. | 1 | | |
5. | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки прямоугольника. | 1 | | |
6. | Ромб. Свойства ромба. Признаки ромба | 1 | | |
7. | Квадрат | 1 | | |
8. | Контрольная работа № 1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1 | | |
9. | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1 | | |
10. | Трапеция. Виды трапеции | 1 | | |
11. | Средняя линия трапеции | 1 | | |
12. | Решение задач по теме: «Трапеция» | 1 | | |
13. | Центральные и вписанные углы. Их свойства | 1 | | |
14. | Описанная и вписанная окружность четырехугольника | 1 | | |
15. | Контрольная работа № 2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция» | 1 | | |
Подобие треугольников – 6 часов |
16. | Подобные треугольники | 1 | | |
17. | Первый признак подобия треугольников | 1 | | |
18. | Второй признак подобия треугольников | 1 | | |
19. | Третий признак подобия треугольников | 1 | | |
20. | Решение задач на применение подобие треугольников | 1 | | |
21. | Контрольная работа № 3 по теме: « Подобие треугольников» | 1 | | |
Решение прямоугольных треугольников – 6 часов |
22. | Теорема Пифагора | 1 | | |
23. | Теорема Пифагора | 1 | | |
24. | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | | |
25. | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1 | | |
26. | Решение прямоугольных треугольников | 1 | | |
27. | Контрольная работа № 4 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1 | | |
Многоугольники. Площадь многоугольника – 5 часов |
28. | Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1 | | |
29. | Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | 1 | | |
30. | Площадь параллелограмма | 1 | | |
31. | Площадь треугольника | 1 | | |
32. | Площадь трапеции | 1 | | |
Повторение курса 8 класса – 2 часа |
33. | Повторение курса геометрии 8 класс | 1 | | |
34. | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк,
В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015
2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015
3. Геометрия: 8 класс: рабочие тетради №1 , 2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.
:Вентана-Граф, 2015
4. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/ Е . В . Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.
Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015
Дидактический материал.
Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
Тесты.
Таблицы.
Печатные пособия
• Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике)
• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
• Цифровые информационные источники
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Мультимедийная доска