СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация обучающихся лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного среднего профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано вместе с другими детьми, которые не имеют психофизических отклонений. Необходимо подготовить для этого соответствующих педагогов, которые смогут обучать детей в инклюзивной среде. Которые будут готовы к этому как теоретически и практически, так и морально. Ведь в первую очередь преподавателю, обучающему детей с ОВЗ и инвалидов нужно полностью отдаваться своей работе. Следить за каждым ребенком в отдельности, не быть к ним равнодушным

Просмотр содержимого документа
«Адаптация обучающихся лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного среднего профессионального образования»

Адаптация обучающихся инвалидов в условиях инклюзивного среднего профессионального образования

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано вместе с другими детьми, которые не имеют психофизических отклонений. Необходимо подготовить для этого соответствующих педагогов, которые смогут обучать детей в инклюзивной среде. Которые будут готовы к этому как теоретически и практически, так и морально. Ведь в первую очередь преподавателю, обучающему детей с ОВЗ и инвалидов нужно полностью отдаваться своей работе. Следить за каждым ребенком в отдельности, не быть к ним равнодушным.

Практика показывает – специальных педагогов, которые обучают детей с ОВЗ и инвалидов явно не хватает. Поэтому воспитывать и учить данных детей приходится обычным, не подготовленным педагогам и воспитателям.

В нашем колледже преподаватели готовились к открытию групп инклюзивного образования давно. Но первый год работы с инвалидами выдвинул ряд трудностей. Большинство обучающихся инвалидов обучались либо на дому, либо в специализированных школах-интернатах, где численность групп небольшая, и требования значительно ниже чем в обычных школах. Преподаватели отметили трудности этих детей с быстротой восприятия материала, неуверенность в своих силах, сложности с ответами на уроках, психологические зажимы. Замедлить подачу материала для всей группы преподаватель не может, обучающиеся-инвалиды отстают, на контрольных и промежуточной аттестации не успевают сделать весь объем заданий. Все эти трудности возникают из-за резкой смены и условий образовательного процесса, и бытовыми трудностями общежития, психологическими трудностями смены коллектива.

Нашу задачу мы видим в том, чтобы помочь обучающимся, как можно быстрее влиться в среду колледжа, дать им поддержку в их трудном начинании, помочь перестроиться на новый темп образовательного процесса без потерь, чтобы в дальнейшем успешно сдавать аттестации и экзамены, адаптироваться на производственных местах.

За последние годы колледж значительно пополнил материально-техническую базу специализированным оборудованием для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Так, были закуплены специализированные учебные столы, компьютеры с специализированным программным обеспечением, документ-камеры, интерактивные доски, ноутбуки т.д. Для лиц с ОВЗ колледж оснащен специализированным оборудованием:

- беспроводной индукционной FM системой для организации образовательного процесса группы лиц с нарушениями слуха (для больших аудиторий) ;

- мобильным инфракрасным интерактивным классом со специализированным программным обеспечением для организации образовательного процесса;

-рабочие места для организации образовательного процесса слабовидящих детей (в комплекте портативный компьютер с вводом/выводом шрифта Брайля, программа экранного увеличения, программное обеспечение)

- места с системой управления устройствами универсального доступа для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (в комплекте: персонализированная система управления устройствами универсального доступа для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата с джойстиком, система виртуального управления средств коммуникации с использованием инфракрасной камеры для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, портативный персональный компьютер);

-специализированные системы с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-Комплект информационных указателей со шрифтом Брайля включает в себя набор табличек для использования в различных учреждениях, обеспечивая слабовидящим и незрячим тактильную доступность важной информации. В комплект входят следующие информационные указатели: Таблички со шрифтом Брайля для кабинетов;

-рабочие места с системой управления устройствами универсального доступа для работы в электронной библиотеке лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (в комплекте: персонализированная система управления устройствами универсального доступа для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата с джойстиком BJOY, портативный персональный компьютер);

-рабочие места для работы в электронной библиотеке слабовидящих обучающихся (в комплекте портативный комплекс для работы с текстом и управления различными компонентами информационно–образовательной среды RA; многофункциональный портативный увеличитель);

-инфракрасные интерактивные учебные поверхности со специализированным программным обеспечением для организации учебного процесса лиц с ОВЗ для всех основных нозологий.

Корпус оборудован пандусом для лиц с ОВЗ и инвалидов, специальными табличками со шрифтом Брайля, комплектом специализированных напольных указателей для развития осязательного восприятия, ориентировки в пространстве и самостоятельности в передвижении лиц с нарушением зрения, электронными табло с бегущей строкой. Комната для проживания инвалидов на первом этаже учебного корпуса. Комната оборудована комплектом для организации безбарьерного пространства для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в туалетной комнате и кроватями с подъемником. В корпусе предусмотрено наличие автономного подъемного устройства для беспрепятственного перемещения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата вдоль лестничного марша в комплекте со складным креслом и мобильных двухсекционных устройств для беспрепятственного передвижения.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что для образовательного процесса, для адаптации в новых условиях, для успешного внедрения в среду профессионального образования лицам с ОВЗ и инвалидам созданы все условия. И тем не менее, за прошедшие периоды, педагогами колледжа отмечаются довольно длительный период адаптации инвалидов, трудности в освоении программ, трудности в период промежуточной аттестации и т.д.

  1. Средства ИКТ.

Для успешного освоения образовательных программ, прежде всего мы решили сделать упор на применение средств ИКТ. Мы использовали по максимуму имеющиеся у нас материально- технические ресурсы, опыт предыдущей проектной деятельности, наработки и материалы педагогов других образовательных учреждений, где обучались инвалиды и лица с ОВЗ. Преподаватели также отмечают, что использование средств ИКТ не только способствует повышению качества образования, но и стимулирует развитие познавательной активности личности, способной к саморазвитию, сотворчеству – 86%; повышению учебной мотивации – 70%; формированию исследовательских навыков – 71 %; воспитанию коммуникативности – 44%.

В образовательной практике, по мнению преподавателей, существуют и проблемы: недостаточное оснащение учебных кабинетов средствами ИКТ -50%, слабое оснащение учебно-методическими пособиями педагога-40%, низкий уровень работы методических объединений и творческих групп- 22%, отсутствие у педагога достаточного опыта применения средств ИКТ -20%.

Немаловажное значение в формировании познавательной активности, на основе использования средств ИКТ, имеют формы организации учебного взаимодействия с обучающимися: групповая работа – 96%; индивидуальная работа – 35%;

2. Волонтерское движение.

В колледже создано волонтерское движение среди обучающихся. Идею создания нам подсказало волонтерское движение чемпионата «Абилимпикс». Были проведены разъяснительные беседы, тематические классные часы с обучающимися. НЕ сразу, но довольно быстро, к движению примкнуло достаточное количество волонтеров. Постепенно, в процесс втянулись практически все обучающиеся. Для них стало нормой и само собой разумеющимся, тактичное и бережное обращение к инвалидам, осознание важности и трудоемкости обучения в группах. Многие обучающиеся отмечают такое обучение как «героическое».

Труднее всего оценивать результаты влияния волонтерского движения на обе группы, участвующие в эксперименте. Конечно же, вниманием были охвачены обе группы. Но тем не менее результат был очевиден, уже по сравнению с предыдущими инвалидами первокурсниками. Преподаватели отметили резкий эмоциональный подъем среди обычных обучающихся, охваченных волонтерской деятельностью. Атмосфера в группах была доброжелательной, проявлялась терпимость при всевозможных затруднениях. Более того, нами было отмеченно положительное влияние волонтерского движения на самих волонтеров и просто обучающихся групп с инклюзивным образованием. Это проявлялось в их поведении на уроках, в коллективных проектах, работах, в дружеской взаимовыручке и принятии других людей такими как они есть.

3. Участие в региональном чемпионате «Абилимпикс». В октябре 2017 года методисты нашего колледжа принимали участие в организации Регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Калужской области. Чемпионат проходил по компетенциям: Малярное дело, Поварское дело, Администрирование баз данных, Экономика и бухучет, Медицинский и социальный уход, Лозоплетение, Ремонт обуви. Победители чемпионата приняли участие в Национальном чемпионате в г. Москве. Наши обучающиеся еще не могли принимать участие в этом чемпионате в качестве конкурсантов, но с удовольствием участвовали волонтерами и зрителями. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ были организованны специальные экскурсии, знакомство и беседы с конкурсантами, ознакомление с инфраструктурными листами и конкурсными заданиями по компетенциям, связанным с их будущей специальностью. Все это помогло преодолеть им тревожность, получить уверенность в своих силах и своем будущем, поверить в свои возможности. В следующем году наши обучающиеся планируют и активно готовятся принять участие в чемпионате, 4 преподавателя прошли курсы повышения квалификации в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный социальный университет» по программе «Содержательно-методические и технологические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью» .

4. Изменение подачи материала.

Традиционно, в группах инклюзивного образования подача материала предполагается в более медленном темпе, с многократным повтором и закреплением. Это оговорено во многих методических пособиях по обучению детей с инвалидностью и ОВЗ; и связанно с тем, что большинство обучающихся инвалидов испытывают трудности с конспектированием и запоминанием большого количества информации. Существует мнение, что в связи с этим ухудшается качество образования обычных обучающихся, и в группы с инклюзивным образованием ижут неохотно. На практике, мы не увидели такого ухудшения, и готовы поспорить с такими утверждениями.

Конечно же, от преподавателя требуется пересмотр традиционной подачи материала. И тут нам на помощь опять приходят информационные технологии. Большую роль в обучении играет наглядность материала. Для этого мы использовали интерактивные доски, интерактивные классы. Для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и слабослышащих разрабатывались опорные конспекты. Слабослышащим обучающимся предложено переключать слуховые аппараты на индукционную петлю, специально оборудованную в учебных аудиториях. Такие классы были закуплены для усиления передачи звука в учебном процессе, но оказалось что не все слуховые аппараты могут переключаться и не всем обучающимся подходит. В таких ситуациях можно применить FM-приемники. FM-система - это беспроводное устройство для усиления звука в помещениях любой площади или на открытом воздухе. В шумной обстановке или в иных специфических условиях (например, эхо или преграды перед источником звука) понимание речи будет осложнено для любого человека, а для людей с нарушениями функции органов слуха - вдвойне. Помехи мешают звуковому сигналу попадать слуховые импланты или аппараты, делают его менее четким и качественным. Например, в учебных аудиториях, в случае, если между источником звука (учитель) и обучающимся со слуховым аппаратом присутствует помеха (шумовая или материальная). Механизм действия FM-системы очень прост: это два элемента, - передатчик и приёмник. Звуковой сигнал попадает в передатчик говорящего через микрофон и затем посредством радиоволн поступает на приемник. С помощью FM-системы звук передается практически прямо в ухо и становится гораздо более четким и понятным. Уровень окружающего постороннего шума при этом значительно снижается. Особенность FM-системы в том, что сигнал может проходить сквозь любые объекты или распространяться на открытом воздухе. FM-системы могут быть индивидуального или коллективного использования, в случае последнего, FM-система может быть легко трансформирована в радио-класс. Современные FM-системы - это самое эффективное средство, которое помогает слабослышащим людям чувствовать себя комфортно при любых обстоятельствах.

Таким образом, скорость подачи материала уменьшалась незначительно, а качество подачи материала не только не ухудшилось, но и по мнению многих преподавателей улучшилось. Обычные обучающиеся, получавшие материал с наглядными схемами и рисунками, усваивали материал гораздо лучше. Отдельная роль отводилась опорным конспектам. Изначально, опорные конспекты принимались настороженно среди преподавателей. Получив опорный конспект, студент не фиксировал информацию во время урока, а пользовался готовым материалом. Это раслабляло обучающегося и приводило к обратному эффекту. Было принято решение в изменении вида опорного конспекта. В зависимости от предмета применялось два вида опорных конспектов: краткие и наоборот, объемные.

Краткие представляли собой готовы е схемы, рисунки и формулы, краткие определения без пояснений. Обучающемуся, получившему такой материал, предлагалось во время урока дополнять такой опорный конспект пояснениями, описаниями и расшифровками (для этого специально оставлялись места между блоками информации). В конце урока преподаватель мог проверить правильность заполнения или задать контролирующие вопросы.

Объемные конспекты включали в себя наиболее полную информацию по теме, превышая необходимый объем примерами, описаниями и пояснениями. Обучающемуся предлагалось по мере объяснения урока выделять самое главное из конспекта.

Иногда, обучающимся было удобно использовать планшеты и ноутбуки для фиксирования лекционного материала. В основном это удобно обучающимся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которые испытывают трудности при письме.
5. Тематические вечера и внеклассные собрания.

Данный блок мероприятий был призван для создания психологического комфорта в группах, закреплении материалов лекций и поддержания благоприятной атмосферы в коллективе. В большинстве тематические вечера были направлены на пройденный материал. Так, хорошо зарекомендовали себя литературные вечера, по произведениям пройденный в аудиториях, профессиональные мероприятия, на которых обучающимся было предложено представить свою профессию в необычном ракурсе и т.д. Особенно сближают групповые игры, задания, квесты. В групповых соревнованиях теряется та грань, которая изначально отделяла обучающихся от инвалидов, открываются новые качества обоих сторон и новые возможности. Часто слышно фразу: «Я и не знал, что он так может!». При этом, фраза может относится к обоим сторонам. Обучающиеся с инвалидностью убеждаются в непредвзятости к их возможностям, получают заряд уверенности в себе и своих силах.

Тренинги:

- Тренинги, направленные на отработку навыков уверенного поведения, анализ сильных и слабых сторон личности, овладение приемами направленными на развитие самовосприятия;

- адаптационные тренинги на профилактику проблем связанных с вхождением первокурсников в студенческую жизнь.

6. Индивидуальный подход, создание дополнительных специальных условий.

Изначально данный блок рассматривался как создание адаптивных образовательных программ, упрощенность и послабления. Но на деле оказалось не все так просто.

Большинство обучающихся не хотят давать согласие на обучение по адаптированным программам. Это вызвано нежеланием выделяться среди других обучающихся, верой в свои возможности. Очень важно поддержать их на данном этапе и не дать родителям вмешаться. Мы решили, что необходимо дать возможность хотя бы попробовать и не ошиблись.

Обучающимся- инвалидам необходимо дополнительное время на изучение отдельных тем. Время, затраченное на изучение дополнительных адоптивных дисциплин они с удовольствием используют на спецпредметы и трудные для них темы. Необходимы и дополнительные консультационные часы.

К индивидуальному подходу надо отнести и работу социального педагога, и работу куратора, и педагога-психолога. В некоторых случаях приходится прибегать к помощи педагогов с предыдущего образовательного учреждения обучающегося. Так, неоценимую поддержку мы получили у бывших классных руководителей наших обучающихся из Калужской школы-интернат № 5 для слабослышащих и позднооглохших детей, которые дали рекомендации по настройкам слуховых аппаратов, подачи материалов, правилах общения с слабослышащими детьми и т.д.

В этой ситуации мы столкнулись с нехваткой кадрового обеспечения, но на помощь пришли специалисты других учреждений. Для этого нашим колледжем были заключены договора о сетевом взаимодействии С ОРГАНИЗАЦИЯМИ. Это и базовые профессиональные учреждения других регионов, и научно-методические центры и специализированные школы для детей с инвалидностью и ОВЗ.

Обучающиеся-инвалиды требуют повышенного внимания не только преподавателей, но особенно кураторов и администрации. С некоторыми особенностями таких обучающихся просто необходимо считаться. Для этого лучше всего выявить особенности ребенка в самом начале и сделать процесс обучения максимально приемлемым как для него, так и для окружающих.

Создание дополнительных условий выразилось не только в оборудовании колледжа специализированными устройствами, оборудовании, но и в создании специализированных рабочих мест в библиотеке, аудиториях и в центре инклюзивного образования. В дополнительное, послеурочное время обучающиеся могут поработать самостоятельно с группой и индивидуально. Большинство таких обучающихся, предпочитают индивидуальную работу.

7. Изменение норм ГИА и ПА.

Изучая методические рекомендации Федерального методического центра СПО И ПО инвалидов, мы убедились в необходимости изменения норм ГИА и ПА.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются исключительно образовательной организацией. Соответственно, в действующем законодательстве РФ отсутствуют нормы, регламентирующие особенности организации промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На настоящий момент в сфере среднего профессионального образования действует Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. № 968.

В данном порядке выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

  • проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

  • присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

  • пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

  • обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);

  • дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с вышеперечисленным, в ГАПОУ КО «ККСД» разработан локальный акт: «ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Одним из пунктов этого положения является следующее:

Форма проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

В случае необходимости обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Продолжительность каждого аттестационного испытания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению Колледжа, но не более чем на 1,5 часа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!