СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс 4 четверть Кот в сапогах Ш.Перро.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс 4 четверть Кот в сапогах Ш.Перро.»

2 класс УМК «Школа России» Литературное чтение 02.05.2024 год

Технологическая карта урока

Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.

2. На основе анализа полученной информации решать практические задачи по осмыслению сюжета и главной идеи сказки.

3. В ходе совместного обсуждения осознавать роль дружбы, взаимовыручки при преодолении неблагоприятных жизненных обстоятельств и достижения желаемой цели (дружбы, любви, изменения условий жизни).

Планируемые результаты

Предметные:

- знать содержание сказки;

- уметь восстанавливать события сказки в соответствии с заданием;

- уметь характеризовать героев;

- уметь осмысливать сюжет и главные идеи сказки.

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

познавательные:

уметь извлекать из содержания сказки информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

- анализировать поступки литературных героев на основе прочитанной сказки;

коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные:

– эмоционально воспринимать поступки литературных героев;

- осознавать, что сказка Ш. Перро учит любви к животным, дружбе, взаимовыручке, сохранять выдержку в любой ситуации.


Межпредметные связи: изобразительное искусство, тема «Реальность и фантазия»; русский язык, тема «Воспроизведение текста»

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» 2 класс;

- электронная презентация (приложение)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация необходимых знаний

- Что за зверь гуляет в сказке,

Усы топорщит, щурит глазки,

В шляпе, с саблею в руках

И в огромных сапогах?

- Вы узнали героя сказки?

- Ребята, назовите сказки, где героем был кот.

Слайд № 2

1. Предлагает назвать литературных героев и определить, что их

всех связывает.

- Соберите картинку из частей. Кого вы здесь видите? Что всех объединяет? (литературные персонажи одной и той же сказки)

- Вы читали сказку дома?

- Она вам понравилась?

- Кому-нибудь из вас раньше читали эту сказку родители?

2. Предлагает решить кроссворд и по ключевому слову назвать автора литературного произведения.

- Решите кроссворд и определите ключевое слово.

1

С

А

П

О

Г

И





2


Л

Е

В







3

К

А

Р

А

Б

А

С




4


П

Р

И

Н

Ц

Е

С

С

А

5


К

О

Р

О

Л

Ь




  1. Что попросил кот у своего хозяина?

  2. В кого превратился людоед?

  3. Какое имя придумал своему хозяину кот в сапогах?

  4. Дочь короля.

  5. Кому кот приносил птиц в качестве подарка?

Слайд № 3

3. Предлагает на выставке найти произведения Шарля Перро, определить лишнюю книгу. Просит показать книгу, о которой пойдет речь на уроке.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы побываем в гостях у французского писателя-сказочника Шарля Перро. На выставке книги, которые вы читали к уроку.

- Знаете ли вы сказки Шарля Перро? Назовите их.
- Над какой сказкой мы будем работать на уроке?

- Найдите лишнюю книгу. Какая это книга? Почему её надо поставить на другую полку? (Среди книг Шарля Перро стоит книга П. Ершова “Конек Горбунок”).

4. Предлагает на ленте времени найти век, в котором написана сказка

- Творил сказочник в XVII веке.

- Куда поместим флажок на ленту времени?

- Сколько времени, примерно, прошло с момента написания сказки "Кот в сапогах”?

Слайд № 4.

5. Предлагает вспомнить содержание сказки. Организует работу по выполнению и проверке теста.

1.Сколько сыновей было у мельника?

А) один     Б) два       В) три

2.Что досталось в наследство младшему брату?

А) мельница   Б) кот     В) осел

3. Что попросил кот у своего хозяина,

А) шляпу       Б) плащ     В) сапоги

4. В кого превратился людоед?

А) льва           Б) тигра     В) дракона

5.Кот сказал королю, что у Маркиза Карабаса украли:

А) одежду     Б) деньги     В) карету

6.Кто написал сказку?

А) Андерсен     Б) Шарль Перро   В) Братья Гримм

           Ответы: 1. в, 2. б, 3. в, 4. а, 5. а, 6. б.






Отгадывают загадку.


Называют сказки, в которых героем был кот. (Кот и лиса, Дядя Федор, кот и пес, Кот в сапогах)

1. Называют литературных героев, определяют название сказки, в которой есть все эти герои.






2. Решают кроссворд, называют ключевое слово (автора литературного произведения)













3. Называют произведения Шарля Перро, объясняют, как определить автора, название и содержание по обложке, находят лишнюю книгу, называют тему урока.









4. Работают с лентой времени, выполняют практическое задание учителя.






5. Выполняют тест в паре, проверят правильность выполнения.

Мотивация познавательной деятельности

Слайд № 5

1. Предлагает определить задачи урока, заполнив второй и третий столбик таблицы «З-Х-У»

- Что вы уже знаете? Что хотели бы узнать сегодня на уроке?

- Определите цели сегодняшнего урока.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Героев сказки

+



Автора сказки

+



Содержание сказки

+



Понять сюжет сказки


+


Характеризовать героев сказки


+


Чему учит сказка?


+


Научиться придумывать свою сказку по данному сюжету




2. Предлагает определить способы достижения цели (чтение сказки, ответы на вопросы учебника, выполнение учебных заданий, работа с учебником, работа в паре) и составить план урока.



1. Заполняют таблицу, определяют цели урока.






2. Определяют способы достижения цели урока, совместно с учителем составляют план урока.

Организация познавательной деятельности

Слайд № 6. Используется шторка, которая открывает строки таблицы.

1. Организует работу, направленную на понимание сюжета сказки.

- Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:

- Если её написал автор, то какая это сказка?

- К какому виду сказок она принадлежит?

- Без чего не может существовать волшебная сказка?

- Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке “Кот в сапогах”.

- Без чего еще не может существовать волшебная сказка?

(Волшебные превращения). Сколько раз Людоед превращался в животных и в каких?

- Есть ещё другие мнения по поводу того, без чего не может существовать сказка? (Без злых и добрых героев)

- Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?

- Что главным является в произведении? (Сюжет)

- Назовите трёх сестёр сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка).

Работа в парах. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.


Есть ли автор?

Авторская

Народная

Вид сказки

Волшебная

Бытовая

О животных

Признаки волшебной сказки

Волшебные предметы

Волшебные превращения

Добрые и злые герои

Волшебный помощник

Сюжет сказки

Завязка.

Кульминация.

Развязка

- Какой вывод вы можете сделать по результатам исследования?

- Чему учились? О чем узнали? Для чего еще можно использовать получившуюся таблицу?

Слайд № 7.

2. Организует работу, направленную на понимание характеров героев, их роли в сказке.

Характеристика героев сказки.

- Назовите главных героев сказки.

- Определите, какой персонаж обладает данными качествами. Распределите качества на группы. Как эти качества проявляются в поступках героев? Подтвердите это чтением отрывков из сказки.

Кот в сапогах

Хозяин кота





Хитрый Добрый

Ловкий Послушный

Предприимчивый Деятельный

Сообразительный Нерешительный

Заботливый Дальновидный

Унылый Решительный

Недальновидный Красивый

Мал телом, да велик делом. Пришла беда, отворяй ворота.

Наш пострел везде успел. Много спать - дела не знать.

- Как вы думаете, сложилась бы так удачно судьба младшего брата, если бы не кот? Почему так считаете? Что могло помешать ему осуществить мечту о богатстве?

- Какие черты характера можно взять у кота и предложить развивать Маркизу де Карабасу, например? А всем людям нужны эти черты характера?

- Достоин ли герой иметь такого помощника? Почему так считаете?

- За что же сын мельника получат всё на блюдечке с голубой каемочкой?

- Как вы думаете, что главнее деньги, богатство или ум, смекалка?

- Составите словесный портрет Кота в сапогах. (Внешний вид и черты характера) Докажите словами из текста.


- Изобразите героев так, чтобы другие ученики могли отгадать ваш персонаж. Необходимо выделить характерные особенности данного героя. Герои: 1. Людоед; 2. Кот в сапогах; 3. Бедняга - младший брат.

3. Организует работу по определению главной мысли произведения. (мозговой штурм)

Слайд № 8.

- Чему же учит сказка? Подумаем над этим вопросом вместе.

- Подумайте, 1) по какой причине дружат хозяин и кот?; 2) в каких поступках проявляется?; 3) определите, чему учит сказка. Соберите из имеющихся деталей цепочки «причина-факт-вывод»

- Чему учит сказка?

Слайд № 9.

- Определите, какие поступки отличают настоящего друга. Предложите несколько вариантов для заполнения кластера «Настоящий друг» (работа в группе)



1. Отвечают на вопросы учителя, заполняют совместно таблицу, с опорой на таблицу называют главные признаки сюжета сказки.

2. Работая в паре, находят завязку, кульминацию и завязку сказки.

3. Проводят рефлексию по первому этапу урока.

4. Работают с таблицей, на основе составленной таблицы, дают характеристику героям, сравнивают и сопоставляют героев, делают выводы по результатам сравнения.

5. Проводят рефлексию по второму этапу познавательной деятельности.

6. Определяют основную мысль сказки через систематизацию и обобщение информации по содержанию сказки.

7. Заполняют ячейки кластера, на основе выполненной работы отвечают на вопрос: кого мы называем настоящим другом?

8. Проводят рефлексию по третьему этапу урока.

Подведение итогов

1. Организует рефлексивную деятельность по результатам познавательной деятельности на уроке.

- Что вы можете сказать по результатам исследования на уроке? Что узнали нового? Чему научились?

Слайд № 10

2. Организует подведение итогов урока и планирование деятельности на следующий урок.

- Заполним четвертый столбик таблицы «З-Х-У». Что узнали? Чему хотели бы научиться на следующем уроке?




Знаю

Хочу узнать

Узнал, научился

Героев сказки

+



Автора сказки

+



Содержание сказки

+



Понять сюжет сказки


+

+

Характеризовать героев сказки


+

+

Чему учит сказка?


+

+

Научиться придумывать свою сказку по данному сюжету





  1. Свободно обсуждают результаты совместной работы и сделанные на уроке открытий.

  2. Заполняют четвертый столбик таблицы «З-Х-У», подводят итоги урока, планируют деятельность на следующий урок.

1. Организует диагностику достижений на уроке, дает критерии оценивания диагностической работы.

Диагностика достижения планируемых результатов

Слайд № 11

  1. Назовите три имени прилагательных, которые характеризуют кота в сапогах.

  2. Соотнесите содержание сказки с пословицами. Выберите ту, которая выражает главную мысль сказки.

Доброе дело без награды не остаётся.

Верный друг лучше многих слуг.

Красив тот, кто красиво поступает.

  1. Придумайте другую концовку для сказки.

Слайд № 12

Критерии оценивания достижений планируемых результатов на уроке

Критерии оценивания

Уровень достижений

Мои достижения

Задание № 1.

- называю 3 характеристики кота

- называю 1-2 характеристики кота

- не называю характеристики кота


2 балла

1 балл

0 баллов


Задание № 2.

- объясняю пословицу

- подтверждаю фактами из сказки


+ 1 балл

+ 1 балл


Задание № 3.

- придумал другую концовку для сказки


1 балл


- не придумал другую концовку для сказки

0 баллов


Итог урока









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!